Как рассказывает директор школы Оксана Кусок, образовательная организация была открыта в 1937 году и функционировала как восьмилетняя школа. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь для раненых. Кроме того, школа №35 знаменита тем, что в ее стенах училась обычная ленинградская девочка Таня Савичева, которая с начала блокады Ленинграда вела дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 по май 1942 года. В ее дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только ее сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны. Эта рукописная книжечка также служила доказательством зверств фашизма на Нюрнбергском процессе. Сегодня в школе №35 работает музейная экспозиция, посвященная юной ленинградке.
В 1995 году школа №35 стала школой с углубленным изучением английского языка, а в 2010 году она была на целый год закрыта на капитальный ремонт. Как признается Оксана Кусок, этот период стал непростым в жизни школы, поскольку обучение на других площадках неизбежно приводит к тому, что часть учеников и учителей покидают образовательную организацию. Зато после ремонта в школе сразу открылось отделение дошкольного образования, а также появился небольшой актовый зал.
То, что в школе когда-то училась Таня Савичева, конечно, не может быть никогда забыто. К сожалению, не осталось никаких предметов, связанных с учебой девочки в те страшные годы, однако школьная музейная экспозиция заботливо поддерживается, пополняется и модернизируется. К примеру, информация о некоторых экспонатах, в том числе об утраченных, размещается в специальных информационных киосках. Школьники с удовольствием проводят живые экскурсии, тем более что желающих ознакомиться с трагической судьбой ленинградской девочки очень много. Люди приезжают не только из других районов Петербурга, но и из Ленинградской области, не говоря уже об иностранных гостях.
- Мы рады тому, что многие наши коллеги помнят об этих страницах истории блокадного Ленинграда и приводят к нам своих учеников, - говорит Оксана Кусок.
- Оксана Анатольевна, трудно ли сохранять эту память?
- Увы, трудно. Одна из причин, наверное, возраст сегодняшних родителей. В их памяти события Великой Отечественной войны уже очень далеки, но мы с учителями все равно стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы не стерлось то, что записано для потомков, которые должны знать, кто победил в этой войне и какой ценой досталась эта победа.
Важно, что наши дети откликаются на эти темы очень активно, участвуют во многих акциях, посвященных подвигу ленинградцев, проводят экскурсии интересно и трогательно, тем более что рассказывать им приходится о своей сверстнице, которая бегала по этим коридорам, спускалась и поднималась по этим лестницам.
- Школьная музейная экспозиция - это только часть школьной жизни. Какие еще проекты вы воплощаете в жизнь?
- Интересных идей у нас много. Например, есть очень любопытный проект для старшеклассников, который реализуется на базе отделения дополнительного образования и называется «Управленческие поединки». Мы этот проект развивали и сейчас реализуем совместно с Таллинской школой менеджмента под руководством Владимира Тарасова. В чем его суть? По большому счету «Управленческие поединки» - это деловая игра. Перед самой игрой проводятся установочные занятия, на которых ребята знакомятся с терминологией, лексикой, сутью партнерского взаимодействия, бизнес-процессов и т. д. Далее начинается сама игра, где дети получают определенные ситуационные задачи и готовятся их решить. Причем каждый выбирает себе роль. Можно привести пример такой ситуационной задачи: в общежитии живут два человека, один поклеил обои и просит второго заплатить деньги за материал и за работу, а тот отказывается. И у того, и у другого человека свои аргументы, и каждый отстаивает свою позицию. Особенность игры в том, что она лимитирована по времени, и на соответствующих условиях ходы могут переходить к другим людям.
На наш взгляд, подобные игры учат иначе мыслить, потому что у ребенка есть возможность попробовать себя в разных ролях, поискать компромиссное решение, сделать несколько ходов, пусть даже неправильных и неэффективных. При этом задача вообще может остаться нерешенной, хотя ведущий, который следит за ходом игры, все равно, подводя итог, помогает ребятам увидеть, где были промахи, почему получилось так, а не иначе, и что могло бы измениться, прими они иное решение.
Кроме того, на игру приглашаются разные люди, в том числе представители бизнес-сообщества, и всегда очень интересно услышать их мнение. Это бывает очень полезно, потому что социум для ребенка часто ограничивается семьей и одноклассниками. Сторонние оценки дети встречают только в вузе, и, увы, бывает так, что в этих новых условиях у некоторых разбиваются мечты и фантазии. Игра помогает увидеть себя со стороны, в чем-то критически оценить свои позиции. Для многих ребят это даже является некой профориентацией. Например, после игры кто-то понимает, что не хочет публичного общения, а хочет заниматься академическими переводами.
Еще в нашей школе ежегодно проводится замечательное мероприятие, которое мы называем благотворительной ярмаркой. Мы готовимся к ней заранее, ребята делают поделки, взрослые пекут пироги и печенье, а затем родители всех учеников приходят в школу и покупают то, что предлагается к продаже. Ценник чисто символический, но все собранные деньги мы передаем в благотворительные фонды. Так, в этом году школа передала в Фонд Константина Хабенского порядка 90 тысяч рублей. Мы счастливы, если наши деньги могут помочь кому-то из нуждающихся детей.
- В 2017 году школа №35 стала победителем Всероссийского конкурса «Успешная школа», организованного «Учительской газетой». В Москве вы представляли свой проект «Умное родительство». Поделитесь опытом, как настроить родителей на одну волну со школой?
- Не секрет, что сейчас родители стали более образованными и много общаются в Интернете. Хорошо, если родитель научен разбираться в огромном количестве информации, которая льется потоком. Если же он не разбирается и не может отделить зерна от плевел, то этот поток, несущий не только положительное, но и отрицательное, может свести работу школы к нулю или вообще дискредитировать школу. В этом сложность сегодняшнего свободного информационного пространства - одним предложением можно зачеркнуть годы работы.
Как-то проводилось исследование на тему, каковы причины большого количества жалоб, недовольства родителей на школу, и по результатам исследования сделан вывод, что 78% родителей просто недоинформированы, а те сведения, которых им не хватает, родители домысливают. К тому же много лет прошло с того момента, когда началась планомерная дискредитация профессии учителя. Теперь нужно столько же лет, чтобы эта профессия заняла топовые позиции. Поэтому мы должны сами родителей образовывать, то есть предлагать им из оппонентов стать друзьями, единомышленниками. Об этом шла речь в нашем проекте «Умное родительство».
Чем мы занимаемся в рамках проекта? Прежде всего проводим серию мероприятий для родителей учеников разных классов, на которых разъясняем, с какими проблемами взрослые могут столкнуться, что с этим делать и как решить проблему, чтобы у ребенка не пропало желание учиться. Вынуждены признать, что есть определенный процент родителей, которые бьют детей и своим поведением легко могут сформировать у ребенка невроз за первые 4 месяца 1‑го класса. Поэтому наша задача - объяснять родителям, что не нужно делать. Если их ребенок криво пишет букву «а» в 1-м классе, то не нужно его прессинговать, давить на него, ругаться и бить, потому что он все равно научится ее писать - только не 20 сентября, а 20 ноября.
При этом свои встречи мы не проводим в формате лекций. Лучший формат - это диалог, когда в живой беседе можно выяснить, что делать в той или иной ситуации. На встречи обязательно приглашаются специалисты - логопеды, психологи, врачи и т. д. Родительское сообщество разное, но мы для себя решили так: сейчас нужно огромное внимание уделить родителям начальной школы. Мы должны их взрастить, чтобы через несколько лет получить плоды нашей работы. Разумеется, мы не забываем и о родителях детей других возрастов, но там тематика встреч другая.
- Как долго реализуется проект и есть ли результаты?
- Второй год мы проводим эту работу. Подводить итоги пока рано, но очень важный результат у нас уже есть: существенно уменьшилось количество жалоб и обращений от родителей. То есть наши усилия не напрасны. Для большинства родителей, так же как и для нас, важны взаимопонимание и взаимосотрудничество со школой ради детей. Радует, что родители, кому небезразличны дети, приходят постоянно, и, самое главное, многие приходят парами.
- Оксана Анатольевна, и в завершение нашего разговора ваш секрет успешности школы. Что вы вообще понимаете под этим словом?
- Успех может быть краткосрочным, разовым или случайным. А вот успешность - это «материя» постоянная, это то устойчивое качество, обладая которым человек (в нашем случае школа) способен добиваться успеха снова и снова, генерировать и приумножать его.
На практике успешность образовательного учреждения принято сопоставлять с количеством детей, поступающих в вузы, с отсутствием двоек на ЕГЭ, количеством победителей в конкурсах и олимпиадах, со стабильным педагогическим коллективом, творческой образовательной средой и т. д. и т. п. Возможно, это и есть формула успешности. Но мы смотрим на это немного под другим углом. Вот когда первоклассник, окончив свой первый учебный год в школе, скажет: «Я люблю свою школу» - вот это и есть формула. Формула успешной школы.

P.S. О технологии успеха школы №35 читайте на сайте www. ug.ru.

Санкт-Петербург