Моя душа

Мне было всего три с половиной, когда я впервые ступила на бетонный «клеточный» пол одной из самых старых школ Минска - школы №48. Нет, это не моя школа. Это не школа, куда меня привели в класс к первому учителю. Это не та школа, которая знала меня как отличницу учебы. Но это определенно школа, где я увидела первого в жизни учителя, где я сама вошла в класс, села за парту и научилась читать уже в четыре, где я открывала новые двери еще не изведанной мной, но уже такой любимой профессии.
В этой школе преподавала моя «душа». «Душа», которая по сей день со мной, хотя ее нет с 1997 года. Она была учителем истории и белорусского языка и литературы, заведующей библиотекой и замечательным классным руководителем. Я никак не могла понять, откуда у нее этот свет, откуда этот блеск в глазах и такое открытое сердце. Где берутся силы и время, чтобы все успеть, да еще и так волшебно. Галина Николаевна была генералом своей профессии! (В настоящее время так называют всех, кто виртуозно владеет несколькими навыками.)
Если бы вы хоть раз заглянули на урок или просто прошли мимо, если бы вы, как я, хоть разок посидели за последней партой, вы бы ни за что не усомнились в том, что перед вами Учитель. Ее голос играл: то она шептала про мать, которая пела колыбельные ребенку, то она призывала нас совершать подвиги вместе с литературными героями. Но в то же время она никогда не повышала голос на ученика. Ее просто слушали. Все. Всегда. Везде. Это было первым открытием: учитель подобен вулкану; он фабрика эмоций и настроений. То он в центре класса вещает, то, сидя в углу, внимает декламированию любимых стихотворений своих учеников, то он блестит и сияет, когда влюбляет в новую тему, то он в смятении, стесняясь, стирает слезы радости от очередной победы своих учеников над ленью или отсутствием желания учиться.
Я приходила в эту школу чаще любого ребенка, посещала ее уроки, листала новые журналы и думала о том, как буду рассказывать всем то, что узнала. И, бегая между стеллажами в библиотеке, протирая пыль, вдыхала ароматы старых и новых книг, которые для меня с детства обрели ценность и стали источником не только знаний, но и вдохновения. Представляете учителя без книги? Я - нет. Благодаря книге учитель может взять кусочек нового, добавить старого и сделать запоминающееся открытие для ребенка во время урока.
Она рассказывала удивительные истории, она делала потрясающие выводы, она заставляла думать, размышлять, обобщать и анализировать. И это происходило легко, непринужденно и самостоятельно. Только сейчас, будучи учителем, я поняла, какой это тяжелый труд и высокое мастерство. Это еще одно качество учителя. Он сам пища для ума.
Когда она приносила домой горы тетрадей, я была первой, кто готов помочь. Я замирала на секунду, пока открывался кожаный портфель, видела, как не любит она красный стержень, как расстраивается, когда видит очередную ошибку, как улыбается, когда ставит «5». Все ее мысли и чувства можно было прочесть, сидя рядом. Вот и еще одно качество учителя: умение проживать и переживать все со своими учениками. Не ругать их при всех или петь им дифирамбы, а уметь находить особенное в каждом, видеть личность в толпе, ловить мгновение и успеть сказать что-то важное.
Пересматриваю кассету 1997 года. Там мне шесть - первоклашка уже. «Кем ты хочешь стать?» - «Учительницей!» Не просто хотела, а мечтала: мечтала дарить детям свет, мечтала носить кожаный портфель и много цветных ручек. Точно, как она, как Галина Николаевна. Приходить в школу утром, когда она еще почти пуста, вытирать доску, садиться за большой стол и ожидать. Ожидать звонка, ожидать знакомые лица, которые бегут к тебе на урок, кричат твое имя и «Доброе утро!» еще на лестнице. Еще одно качество учителя - любить то, что делаешь, знать цену времени, уметь его правильно использовать и не терять ни минуты, зная, что можно еще что-то успеть.
Моя любимая учительница не просто приходила на урок, а всегда что-то приносила. Это могли быть книга, конфета, листок бумаги с запомнившейся фразой, записанной прекрасным почерком на клочке бумаги. Она умела удивлять. Она сама всегда была сюрпризом - еще одно качество учителя.
Когда этот учитель входил в класс, наступала тишина: все ее слушали затаив дыхание и, казалось, дышали с ней в унисон.
Она ушла из жизни очень рано, и эта потеря для меня до сих пор невосполнима. Я продолжала учиться и верить, что смогу стать хоть чуть-чуть на нее похожей. Теперь каждый день, приходя в школу, я стараюсь быть похожей на моего первого и главного учителя - мою бабушку Галину Николаевну Алешкевич. Я, так же как она, читаю книги, стараюсь не повышать голос, ношу кожаный портфель с кучей разноцветных ручек и слышу «спасибо» на разных языках, потому что я учитель английского.
Главное качество учителя - это его большое сердце, которое можно подарить. Его можно дарить бесконечно. Я верю. Оно одно способно биться в такт с каждым, кто ему поверит. Это сердце учителя. Я знаю. Я люблю то, что делаю. Я там, где меня ждали. Я учитель.
Юлия АЛЕШКЕВИЧ,
учитель английского языка школы №152 Минска, победитель конкурса «Педагогический старт»
Возбужденность мысли

Если бы ученики могли выбирать, чьи дисциплины посещать, какого бы учителя они выбрали? От чего зависел бы их выбор? Исключительно от заинтересованности предметом или же от личных качеств педагога, от умения подать материал или от факторов, вообще не имеющих отношения к образовательному процессу?
Мне, как молодому специалисту, наблюдая за методиками преподавания своих старших коллег, уже много раз приходилось задаваться этими вопросами. Отчего бывает, что к одному учителю дети буквально летят на урок и после его окончания еще долго с горящими глазами засыпают учителя вопросами, а к прочим совсем не тянутся, а порой и вообще их активно отвергают.
Сперва «любовь - нелюбовь» детей к учителю я пыталась связать со стилем преподавания, однако не обнаружила здесь никакой связи и логики: бывало, что самых жутких, строгих и требовательных тиранов уважали, их уроки были интересны, а к лояльному «демократу» на уроки ползли еле-еле и забывали его, едва выйдя за дверь кабинета. Независимо от стиля преподавания ученикам интересен эрудированный, начитанный, культурный, превосходно знающий свой предмет педагог. Педагог, который не будет заунывно пересказывать учебник, больше учеников ожидая, когда же наконец прозвенит звонок с урока. От этого же напрямую зависит и способ подачи информации. Когда учитель владеет информацией по теме урока, выходящей за пределы параграфа в учебнике, обладает постоянной «возбужденностью мысли» (выражение Герцена), он живо, бодро, энергично работает с детьми, хочет поделиться с ними всем, что знает сам, он находит нестандартный, оригинальный ответ на любой вопрос, умеет подойти к ученику, зажечь его мысль, взволновать. Дети очень живо на это отзываются, и порой бывает, что даже самый заурядный двоечник, проспавший полжизни на последней парте, втягивается в работу. Однако не менее тонко ребята чувствуют, если учитель «провисает» в теме, что в профессии педагога совершенно непозволительное нарушение как с точки зрения образовательного процесса, так и с точки зрения воспитательного. Ведь педагог, который не знает свой предмет досконально, не имеет права требовать его знания у детей и рискует потерять в их глазах даже минимальное уважение.
Когда-то, еще в коммунистические времена, в газете «Правда» один из журналистов заявил, что в советской школе среди учителей не хватает личностей. А учащиеся, как правило, обычно лучше любого психолога видят в учителе отсутствие или наличие значимой для них личности. Так каким же набором личностных качеств должен обладать любимый учениками педагог? В первую очередь это совершенное владение педагогическим тактом. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребенке, с внимательным и чутким отношением к нему. Такой учитель умеет сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации, хорошо знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, способен к самокритичной оценке своего труда, а к ученику он требователен и уважителен, умеет видеть, слышать его и сопереживать ему. Кроме того, немаловажную роль играют личные качества учителя. Дети никогда не будут тянуться к злому, завистливому, жадному, подлому человеку, они чувствуют, что нельзя на таких равняться. Но самое главное - это искренняя, безусловная, абсолютная любовь к детям. Дети, словно очень чуткие радары, улавливают тончайшие оттенки отношения взрослых к ним и так же отзываются. У педагога не будет успеха, если он не любит детей. Страшно неприятно даже смотреть на таких учителей, уныло плетущихся на работу и позволяющих себе пренебрежительные комментарии в кругу своих друзей или даже коллег вроде «Ох, опять эти дети! Как надоели, терпеть их не могу!». Учителя же, любящие детей, напротив, всегда окружены взаимной любовью и интересом к своему предмету. Такие педагоги больше всех мотивированы на то, чтобы их ученики продемонстрировали лучший результат. И любовью детей нужно трепетно дорожить. Каким мудрым, любящим защитником ребенка нужно быть учителю, чтобы между ним и детьми всегда сохранилась гармония дружеских, сердечных, доброжелательных отношений!

Анжелика ПАНТЕЛЕЕВА,
учитель русского языка и литературы школы «Свиблово», призер конкурса «Педагогический старт»



Еще раз про любовь

Любовь. Как часто в нашей повседневной жизни мы встречаемся с этим понятием? Сказать, что каждый день, - это не сказать ничего. Это слово преследует нас повсюду. С экранов телевизоров в нашу жизнь входят бесконечные истории о том, как Он встретил Ее. Большие экраны готовы представить на суд зрителя экранизацию очередного романа Николаса Спаркса и Джоджо Мойес. Классическая литература спустя сотни лет не перестает поражать читателей любовными линиями - Татьяна и Онегин, Мастер и Маргарита, Ромео и Джульетта, Джейн Эйр и мистер Рочестер. Социальные сети при запросе «любовь» пестрят сердцами разных форматов и цветов, приправленными стихотворениями поэтов-любителей. Переключая радиостанции в машине, мы слышим пронзительные слова о самом прекрасном чувстве на земле, а низкий грудной голос просит не разбивать ей сердце. В солнечный день мама и папа ведут своего ребенка на прогулку в парк, малыш сжимает в руках мягкую игрушку, пушистого кролика Банни, на лицах этой семьи горят счастливые улыбки, ведь их объединяет любовь; отметим, что улыбка мальчика ярче и заразительнее, ведь его любовь распространяется и на пушистого друга, и это взаимно...
Продолжать перечисление случайных встреч с госпожой Любовью можно бесконечно. Нам всем она знакома по-своему. Но есть на свете одна необычная, но прекрасная любовь, о которой не напишут в Интернете, пост о которой не разместят в Инстаграме или ВКонтакте, которой не посвящено ни одной символической картинки в поисковике Google или Yandex, о которой не снимается так много фильмов и сериалов, что иногда от них некуда деться. Эта любовь другая - загадочная, давайте говорить о ней.
1 сентября ты робко и неуверенно шагаешь по направлению к новой главе своей жизни. Ощущение груза ответственности усиливается букетом разноцветных гербер в ярко-оранжевой оберточной бумаге, который едва умещается в маленьких ручках, и огромным ранцем с Микки Маусом за спиной, который тяжело давит на хрупкие плечи тебя-первоклассника. Что ждет тебя впереди? Какие трудности встретятся на твоем пути? Будет ли рядом тот, кто протянет руку помощи, и по мановению волшебной палочки из любимых с детства сказок все твои проблемы развеются подобно темным чарам, когда добро в очередной раз одержит победу над злом? Все эти вопросы не перестают возникать в прелестной головке с двумя белоснежными бантами, пока чья-то сильная, твердая рука не охватывает твою ладонь и на душе не становится спокойнее и волнительнее одновременно.
Ты входишь в класс, садишься за парту и, не отрываясь, смотришь на человека, который приковывает внимание всех твоих товарищей по несчастью (или счастью, пока мы этого не знаем). Ее строгий взгляд заставляет сердце биться чаще (да что уж скрывать, твой моторчик работает усерднее отбойного молотка), и кажется, что смотрит она не на тебя, нет-нет, а намного глубже, прямо в душу, читает все твои мысли и знает о всех твоих страхах и надеждах. А ты сидишь, сжавшись в комочек, боишься вздохнуть без лишней необходимости, чтобы не привлечь к себе ее внимание. И тут происходит чудо, одно из немногих, которые ты будешь вспоминать с разливающимся по сердцу теплом и за которые ты всегда будешь благодарен судьбе через 10, 15, 20 лет: уголки ее губ тянутся вверх, и лицо преображается, улыбка озаряет строгие черты, даря каждому ученику частичку счастья неизвестного происхождения. Но разве это любовь? Нет, но это ее обещание.
В мировой культуре принято говорить о существовании любви с первого взгляда, самой чистой и светлой разновидности этого чувства. Давайте не согласимся. Ведь разве ты можешь испытать любовь к незнакомому человеку? Это придет позднее, а пока первый учитель может дать тебе то, что навеки соединит ваши сердца, - ощущение надежности и безопасности. И она даст, ведь ты станешь для нее не «одним из 1-го «А», а единственным и неповторимым.
Эта улыбка распахнет врата безграничной души учителя, и вы вместе отправитесь в долгое путешествие по дороге из желтого кирпича, а педагог, подобно знаменитой Элли, поможет маленьким друзьям достичь своего Изумрудного города, по пути обрести храбрость, развить интеллектуальные способности и научить дарить и принимать любовь, открывать свое сердце и душу ближнему. И только тогда, стоя у ворот прекрасного, манящего своей яркостью и непредсказуемостью Изумрудного города средней и старшей школы, ты поймешь, что это была любовь, особая и неповторимая, подарившая тебе тебя-личность, смелую, достойную и благородную.
Еще один шаг - и твоя жизнь совершает крутой поворот, и ты оказываешься не в уютном и ставшем родным кабинете на втором этаже, а среди шумного коридора, по которому то тут, то там в хаотичном порядке, словно молекулы в броуновском движении, носятся твои друзья-одноклассники, а твоей прекрасной, доброй и любимой Элли рядом больше нет. Элегантный букет голландских роз в прозрачной упаковке тонко намекает на то, что мир изменился, изменился и ты, как было раньше, уже не будет. Но тут снова на твоем пути возникают волшебные помощники. Он или она дарят тебе ободряющий взгляд, а уже знакомый нам ключик к сердцу каждого ученика - улыбка - вновь приходит на помощь. И ты понимаешь, что твоя дорогая из желтого кирпича еще длинна и очень интересна.
Переходя из класса в класс, ты не перестаешь поражаться бесконечности мира знаний, открывающегося перед тобой благодаря учителю. Тебе предстоит преодолеть множество препятствий, одолеть лень, скуку и безделье (трех самых главных соперников педагогов в вечной борьбе за сердца школьников), чтобы однажды где-то в 11.05 или 13.20 в твоем сердце снова зажглась любовь, уже другая, но не менее прекрасная. Ты сидишь за партой и листаешь томик стихов Блока, собираешь молекулярную модель оксида углерода, с указкой в руке прослеживаешь путь Волги от ее истока до Каспийского моря, а быть может, и вовсе ведешь баскетбольный мяч по площадке и, обойдя соперников по игре, отправляешь его в корзину. По привычке ты устремляешь взгляд на своего учителя и видишь нечто большее, чем одобрение или ободрение, ты видишь на его лице гордость, и тогда рождается она - любовь.
Говорят, что любят не за что-то, а без причины, просто так. Как же ошибочны эти слова! Ты-старшеклассник, быть может, не поймешь, почему возникает прекрасное чувство любви к учителю. Подожди, пройдет несколько лет, и истина откроется перед тобой. А мы откроем эту тайну: ты любишь учителя за ту страсть к знаниям, к своему предмету, которую он пробудил в тебе, за все те бессонные ночи, которые ты провел в поисках ответов на сотни вопросов, за все твои двойки, которые заставляли тебя желать достичь большего, чтобы не видеть на лице учителя даже мимолетного следа разочарования, за все его «хорошо», «молодец», «так держать», «у тебя получится», за его веру в тебя и твои возможности. Ты-старшеклассник любишь учителя за то, что он помогает тебе не потерять себя прошлого, обрести себя настоящего и смело идти к себе будущему, потому что твой школьный путь ученика подходит к концу, а впереди тебя ждут уже другие приключения, но ты к ним готов, ведь ты обладаешь самым главным даром человека - умением любить.
1 сентября уже другого года ты решительно и смело переворачиваешь еще одну страницу в твоей книги жизни. Твоя рука сжимает хрупкую ладошку ребенка, который опасливо озирается вокруг и с недоверием бросает на тебя испуганные взгляды. Ты распахиваешь двери класса и пропускаешь в новый мир 30 пар огромных от страха и предвосхищения глаз. Теперь ты та самая Элли. От тебя ждут правильных решений, мудрых советов, поддержки и, конечно же, любви. Но начнем с улыбки, ведь ты помнишь, как зародилась твоя первая любовь к учителю.
А затем ты отправляешься в кругосветное плавание по океану педагогической фантазии в надежде отыскать ключ к сердцам своих «ашек». Ты откладываешь в сторону учебник со скучными параграфами и черно-белыми картинками, вооружаешься волшебной палочкой учителя, остроумием, богатством знаний и любовью и начинаешь новый путь по страницам их любимых книг, комиксов и кадрам кинофильмов, расширяешь горизонты в надежде разгадать тайну их души, открыть дверцу, ведущую к их сердцу; начинаешь путь, который, безусловно, приведет тебя к новой любви, прекрасной и бескорыстной.
Ученые-педагоги уверяют нас, что мы, учителя, должны бороться за уважение, а не за любовь своих подопечных. И мы согласно киваем, но все-таки в душе каждого из нас горит желание отыскать ту самую ромашку, которая поможет ответить нам на самый волнительный вопрос: любят или не любят?
Не ищи эту ромашку, она тебе не нужна. Народная мудрость гласит: «Глаза - зеркало души». И это правда. Просто всмотрись в глаза своих «ашек», и ты увидишь в них неподдельный блеск и восторг. И тогда ты поймешь - любят.
Мария ЕРЕМИНА,
учитель русского языка и литературы школы №2200, призер конкурса «Педагогический старт»



Главное - услышать из уст ребенка «люблю!»

Поднятая в настоящем конкурсе тема является обязательной для осмысления всеми работниками образования: учителями и воспитателями, преподавателями колледжей и вузов. Ответ на вопрос «Почему дети относятся к педагогам по-разному?» у каждого педагогического работника свой. Он формирует систему ценностных установок, преследуемых педагогом в процессе профессиональной деятельности, и отражает уровень осмысленности и объективности педагогических действий, применяемых по отношению к воспитанникам.
Действительно, опираясь на факты истории педагогической науки и основываясь на современной действительности образования, можно отметить, что дети относятся к тем или иным педагогам по-разному. Возникает вопрос: почему?
Постараюсь и я для себя ответить на этот вопрос.
Я воспитатель детского сада, поэтому основная деятельность - это игра с детьми. Для того чтобы добраться до истины, предлагаю отойти от серьезных научных формулировок и немного поиграть в игру, которая знакома с детства каждому, которая давала нам ответы на тревожащие нас вопросы. Исход которой порой определял наши детские решения и поступки.
Итак, поиграем в игру «любит - не любит». Представим себе ромашку - яркую, красивую, летнюю... Оторвем от нее первый лепесток... Произнесем фразу: «Любит!», которая поможет нам определить первую причину, благодаря которой дети будут тянуться к педагогу, проявлять уважение и интерес к его деятельности. Это, несомненно, любовь к детям!
Возможно, это звучит довольно мило и банально, но именно этот показатель говорит нам о том, что перед нами настоящий педагог, который, подчеркну, имеет право находиться рядом с детьми, который проявит внимание к ребенку, ответит на миллион и еще один волнующий ребенка вопрос и обязательно успокоит его, если тот вдруг заплачет. Дети искренни в своих проявлениях, они тонко чувствуют и очень быстро определяют, любящий перед ними педагог или нет, любит или не любит.
Отрываем второй лепесток и на этот раз говорим фразу: «Не любит!» За что же можно не любить педагога? Например, за неуважительное отношение к личности ребенка. К сожалению, в школьные годы мне встречался такой педагог, с ним было невозможно найти общий язык, он всегда находился где-то над нами. Довольно часто из его уст исходили оскорбления и унижения. Лично для меня находиться в одной аудитории с этим учителем было невыносимо, поэтому я частенько прогуливал его предмет.
Авторитарная позиция учителя-диктатора давно изжила себя. В современном мире дети другие, поэтому нужно меняться и педагогу, чтобы быть на одной волне со своими учащимися и воспитанниками. Лично я, работая воспитателем, выбрал для себя позицию друга, попутчика, наставника по отношению к детям. Наблюдая за детьми, я пришел к выводу, что нет никакого смысла в их подчинении себе. Дошкольники невероятно чувствительны к проявлениям окружающих, а жесткая, авторитарная позиция, несомненно, скажется на них с отрицательной стороны.
«Любит!» Представим следующий аргумент в защиту любимого педагога. Дети очень любят, когда к ним проявляют доверие и дают возможность хотя бы ненадолго почувствовать себя взрослыми. Поэтому детям нужно обязательно предоставлять такую возможность через ответственные поручения. Представляю лица своих ребят: яркие, счастливые, когда им доверили большое дело. Важные задания дают возможность ребенку почувствовать причастность к миру взрослых людей, ощутить свою необходимость этому миру. А это способствует формированию благоприятных и доверительных отношений. Я согласен с Шалвой Александровичем Амонашвили: «Истинное воспитание и развитие ребенка происходит тогда, когда педагог дает ребенку возможность выполнять работу взрослого в доступной для него форме».
И снова, выполняя правила нашей игры, обратимся к словосочетанию «не любит!». К сожалению, есть такая категория педагогов, которые позволяют себе раздражение по отношению к ребенку, нетерпимость к его проявлениям и поступкам. В результате такого взаимодействия страдают обе стороны: и педагог, и дети. Опираясь на свой практический опыт, скажу, что главное в педагогическом труде - принимать ребенка таким, какой он есть. Таким, каким его создала природа. Принимать все его проявления, какие бы они ни были. Сущность педагогического труда заключается в осознании и принятии ребенка как высшего существа со своими индивидуальными особенностями и личностными качествами.
И опять «любит!». Конечно, любят, если воспитатель или учитель серьезно относится к детским суждениям и помыслам. Порой взрослые невысоко оценивают то, что говорят дети, а это совершенно неверно! Дети намного умнее нас, дети намного внимательнее нас, они только постигают азы освоения окружающей действительности, поэтому любое проявление со стороны ребенка нужно принимать с высокой степенью важности и говорить с ребенком на равных, используя понятный для него язык. Не зря говорят, что дети - это маленькие взрослые!
«Не любит!» Я очень четко для себя уяснил, что дети любого возраста очень тонко чувствуют фальшь и обман. Считаю, что со стороны взрослого по отношению к ребенку это недопустимо. Не стоит использовать такую манеру поведения по отношению к детскому коллективу, поскольку и во взаимоотношениях взрослых людей никто не поддерживает ложь. В дошкольном возрасте представления детей о правилах взаимоотношений между людьми только формируются и зарождаются, поэтому ни в коем случае нельзя начинать их путь познания социального мира с обмана. Даже самый мелкий и на первый взгляд незначительный обман очень негативно скажется на ребенке и на его отношениях с педагогом.
«Любит!» Ребенок, как и любой другой человек, хочет быть окружен поддержкой со стороны самых близких, быть защищенным. Этого он ждет и от педагога, так как находится с ним большое количество времени. Считаю, что важно всегда быть на стороне ребенка, защищать его интересы в отношениях с другими людьми, принимать участие в разрешении споров и проблем. Тогда ребенок будет чувствовать, что он обязательно нужен, он важен и значим!
Вот такими являются мои размышления о том, каковы причины разного отношения детей к педагогам. Работать с детьми - значит постоянно отдавать себя. Это многогранный, разнообразный и очень интересный труд!
Природа распорядилась таким образом, что лепестки у ромашки рано или поздно кончаются, и, отрывая последний лепесток, каждый из нас получает долгожданный ответ на вопрос: любит или не любит? Именно от нас, педагогов, зависит, с каким ответом мы будем жить дальше, работать дальше, учить и воспитывать дальше.
Ну что, поиграли, поразмышляли? И что-то обязательно для себя поняли!
Очень хочется надеяться, что у каждого из нас эта игра всегда будет заканчиваться фразой из уст ребенка: «Люблю!»

Даниил СЕМИЧЕВ,
воспитатель школы №354 имени Д.М.Карбышева, призер конкурса «Педагогический старт»

Продолжение следует