Сметное финансирование создавало дополнительные рамки, препятствующие эффективному использованию школой средств, которые, казалось бы, уже предоставлены в ее распоряжение. Школа в таком случае была лишена возможности оперативно изменить направления расходования средств, самостоятельно определять цели использования имеющихся ресурсов. При этом все не использованные на конец года по смете средства у школы забирались, что не способствовало их рациональному и эффективному использованию.

Сметный механизм финансирования  также требовал дополнительных административных и трудовых ресурсов, необходимых для определения объемов финансирования каждой школы, при этом распределение финансовых ресурсов между школами оставалось непрозрачным.
Кроме того, разница в финансировании школ была весьма значительной. Объем его определялся в основном статусом организации. Финансирование лицеев, гимназий, центров образования было гораздо лучше, чем у школ, не имеющих такого статуса (в 2010 году от 63 тыс. руб. на одного ребенка в средней общеобразовательной школе и до  120 тыс. руб. в гимназии или лицее).
Вместе с тем город ставит перед каждой московской школой одинаковую задачу - предоставление жителям города качественного образования по месту жительства.
Для решения этой задачи с 2011 года финансирование московских школ постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» переведено на механизм нормативно-подушевого финансирования. Теперь размер финансирования каждой школы определяется по единой городской формуле:

 V      =      K     х     N, где     
V - объем субсидии, K -    количество, N - норматив  обучающихся.

При этом городом были утверждены единые для всех школ городские нормативы на одного ученика (85 тыс. руб. в год для уровня начального общего образования, 107 тыс. руб. в год для уровня среднего общего образования, 123 тыс. руб. в год для уровня основного общего образования). К единым городским нормативам стал применяться только один вид коэффициента - индивидуальный коэффициент на создание условий для обучения детей-инвалидов (коэффициент 2 или 3 в зависимости от заболевания), который, так же как и норматив, был привязан не к школе, а непосредственно к ученику.
Финансовые ресурсы на содержание имущества школ также стали доводиться по единой формуле на основании количества обучающихся и норматива на одного ученика, что мотивирует школы максимально использовать все имеющиеся у них в управлении площади для занятий с детьми.
Таким образом, средства бюджета стали действительно следовать за учеником: в какую бы школу ни пришел учиться юный москвич, вместе с ним в эту школу приходит финансовый ресурс по единому общегородскому нормативу, позволяющий обеспечить его качественное обучение.
Объем финансирования школы теперь определяется по единой городской формуле и зависит только от одного параметра - количества обучающихся в ней. Таким образом, каждая школа заинтересована в предоставлении качественного и востребованного образования наибольшему количеству жителей, повышении образовательных результатов.
При этом неиспользованные школой остатки, полученные от города, по формуле  финансовых ресурсов остаются в распоряжении школ, что мотивирует их на эффективное и рациональное использование средств.
В результате изменений московского образования сегодня московские школы «выросли» и представляют собой солидные многопрофильные комплексы.
В целях дальнейшего развития возможностей московских школ по предоставлению жителям Москвы качественного и востребованного образования по месту жительства с 1 сентября 2017 года городом увеличены размеры нормативов.
При этом новые единые городские нормативы на реализацию программ общего образования стали полными: теперь в них включены средства на обеспечение безопасности, проведение медицинских осмотров, приобретение учебников, повышение квалификации работников, проведение текущего ремонта, оплату коммунальных услуг и др.
Московские школы стали еще более самостоятельными в определении направлений использования полученных от города средств по формуле финансовых ресурсов. В результате перехода на полный норматив школы получили новые возможности по самостоятельному использованию финансов в целях предоставления жителям качественного образования, обеспечения образовательного процесса и безопасного пребывания обучающихся и работников. При этом вместе с возможностями московские школы получили и полную ответственность за использование полученных от города финансовых ресурсов в интересах города и его жителей.

Екатерина СОКОЛОВА,
заместитель директора по управлению ресурсами
школы №1560;
Анатолий СМИРНОВ,
заместитель директора по качеству образования
школы №1560