В бюджете города Москвы сохраняется положительная тенденция по увеличению расходов на достижение целевых показателей Государственной программы «Столичное образование». Всем департаментам города Москвы на ее реализацию в 2018 году выделено 293,9 млрд рублей, из них большая часть непосредственно Департаменту образования, при этом объем средств по сравнению с 2010 годом увеличился более чем в 1,7 раза.
В 2018 году Департаментом образования продолжается комплексное развитие сети образовательных учреждений, внедрение современных стандартов качества образования, создание в системе московского образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также обеспечение эффективности управления системой образования города.
Отличительной особенностью образовательных финансов в 2018 году является изменение их структуры. В связи с формированием «полного» норматива основные мероприятия запланированы в рамках реализации государственной программы «Столичное образование».
Изменение структуры бюджета Департамента образования в 2018 году заключается в смещении доли расходов в сторону субсидии на выполнение государственного задания за счет формирования полного норматива затрат, включения в его состав расходов на питание, обеспечение безопасности в школах, проведение медицинских осмотров работников, приобретение учебников, оплату коммунальных услуг и проведение текущего ремонта.
Средства, полученные Департаментом образования из бюджета города, в полной мере обеспечивают возможность реализации мероприятий государственной программы с учетом принятых городом расходных обязательств.
В 2018 году в столичном бюджете предусмотрены дополнительные средства на реализацию следующих мероприятий государственной программы:
- обеспечение в 2018 году роста оплаты труда работников школ в соответствии с достигнутыми результатами;
- выплату с 1 сентября 2018 года московским учителям городской надбавки за активное участие в развитии проекта «Московская электронная школа» в размере 10,0 тыс. руб. ежемесячно (об этом дополнительно будет рассказано в следующих статьях этого номера газеты);
- предоставление грантов учителям за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа»;
- предоставление в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2017 №844-ПП грантов учителям за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа»;
- приобретение оборудования для совершенствования материально-технической базы школ;
- уплата подведомственными государственными учреждениями установленных налогов.
Кроме того, в бюджете на 2018 год учтены расходы на достижение показателей, установленных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, и на реализацию проектов модернизации содержания образования.
Как уже было отмечено, финансирование общего образования в 2018 году осуществляется с применением полного норматива затрат. Переход на финансирование по такому принципу наделяет школу большей самостоятельностью, но вместе с тем и ответственностью.
Субсидия на выполнение государственного задания занимает теперь еще большую часть в бюджете школы. Это, безусловно, открывает новые возможности для школы: управлять всеми ресурсами для предоставления качественного образования жителям.  
Исходя из принципа подушевого финансирования, сегодня каждый житель города может определить сумму, полученную школой из бюджета города на выполнение государственного задания.

Рассчитывается объем субсидии просто:


При этом в целях обеспечения получения образования обучающимися из числа детей-инвалидов к утвержденным нормативам применяются повышающие коэффициенты 2,0 и 3,0. Также в рамках утвержденных нормативов школам выделяется финансирование на дополнительное образование детей.
Главным критерием формульного финансирования является ученик. Поэтому все расходы, учтенные при расчете норматива на выполнение государственного задания (коммунальные расходы, проведение ремонтов и многое другое) также определяются с использованием данного метода.
Нормативно-подушевое финансирование, переход на новую систему оплаты труда педагогов и другие изменения привели к тому, что современная московская школа стала крупной, самостоятельной, финансово устойчивой организацией. Источником формирования ее бюджета наряду с равновысоким нормативом финансирования являются и целевые субсидии. В 2018 году целевые субсидии носят характер дополнительного финансирования, предоставляемого школам на реализацию городских проектов и в качестве софинансирования - на реализацию крупных проектов школ, направленных на модернизацию образовательного пространства, в целях повышения качества оказываемых образовательных услуг.
Система московского образования в 2018 году является устойчивой, позволяющей в полной мере обеспечить выполнение стоящих перед ней задач, а московские школы имеют равные возможности по получению средств из бюджета города Москвы.   Прозрачное и результативное финансирование образовательных организаций дает возможность обеспечить высокие образовательные результаты обучающихся.

Иван СТЕПАНОВ, начальник Управления финансового планирования и финансирования ЦФО ДОгМ