Оценка и отметка
Строго говоря, оценка и отметка - это совсем не одно и то же. Оценка - это анализ действий, поступков, знаний и умений, способностей ребенка, обратная связь от взрослого, на основе которой ребенок делает выводы и умозаключения относительно себя и своей деятельности. Оценка может быть личностной, обращенной к каким-либо качествам ученика. Например: «Ты молодец, хороший и усидчивый ученик». А может быть информативной, ориентирующей ребенка в его деятельности: «Сегодня ты выполнил это задание лучше, чем вчера, не допустил ошибок в решении и оформлении ответа». Оценка может быть положительной, как в приведенных примерах, а может быть отрицательной. Любая оценка взрослого ложится в основу самооценки ребенка и всегда имеет педагогический эффект: формирует самосознание, побуждает к действиям и поступкам, закрепляет или изменяет поведение.
А отметка - это количественное выражение соответствия знаний и умений ученика установленным и предъявляемым ему требованиям.
По идее оценка и отметка должны быть тесно взаимосвязаны. Отметка должна быть количественным выражением оценки и содержать внутри себя четкие критерии и показатели, понятные ученику. Но на деле бывает по-разному. Яркий тому пример - отметки за поведение.

Плохая отметка - это какая?
Какую отметку считать плохой? Для одних детей и родителей четверка - катастрофа, для других тройка - подарок.
Давайте попробуем посмотреть на эту ситуацию глазами ребенка. Вот, например, Петя и Катя получают тетради с самостоятельной работой. С надеждой открывают их, а там, например, «3». Петя до этого писал на «2», для него это достижение, а Катя на «4»-«5», для нее - разочарование. Учитель, подводя итоги самостоятельной работы, выделяет тех, кто справился на «хорошо» и «отлично» («Молодцы!»), а остальные - плохо, учить и заниматься. При этом подчеркивает, что от Пети-то он большего и не ждал, а вот Катя его неприятно удивила. Петя слышит, что он бесперспективный ученик, и делает вывод, что не стоит и стремиться. Катя слышит, что не оправдывает высоких ожиданий, и делает вывод, что она неудачница, поэтому не стоит ждать от нее успехов. Дальше оба приходят домой, а дома родители уже открыли электронный дневник...
Чаще всего, ругая ребенка за плохие отметки, мы злимся на то, что достижения ребенка не соответствуют нашим ожиданиям. Обычно в этот момент мы (вдогонку) даем ему свою оценку: «Мало учишь! Меньше нужно в телефоне сидеть, больше уроками заниматься...» или «Не можешь учиться - дворником пойдешь, все нервы измотал своими отметками...» и тому подобное.
Но ругать бесперспективно с точки зрения пользы для развития самосознания и ответственного учебного поведения. Ребенок либо привыкнет и приспособится, как главный герой картины «Опять двойка», либо будет переживать свои неудачи, и это станет барьером на пути к успеху. Гораздо разумнее разобрать ситуацию: что должно быть сделано на «4»-«5», что не получилось, почему, что нужно сделать, чтобы в следующий раз быть успешнее, кто и чем может в этом помочь. И конечно, предложить свою помощь.

Анастасия КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании