В Европе взаимное обучение в разных видах стало распространяться с начала XIX века. Первое упоминание о парном взаимном обучении относится к 1804 году. Именно тогда в швейцарском городе Фрайбурге монах Жирар открыл при монастыре школу для бедняков, объявив: «Будем учить друг друга взаимно и попеременно».
В России первые школы взаимного обучения были созданы при армейских полках после Отечественной войны 1812 года офицерами, вернувшимися из похода на Париж. Вероятнее всего, во Франции они и позаимствовали эту методику.
С 1918 по 1943 год технология обучения в парах постоянного и сменного состава связана с именем советского педагога-новатора Александра Григорьевича Ривина, который называл технику обучения в парах оргдиалогом, а саму методику талгенизмом - производное от слов «талант» и «гений».
В 1941 году с Ривиным познакомился в Москве Виталий Кузьмич Дьяченко, в то время ученик 10‑го класса. Развивая идеи и используя богатый опыт своего учителя, он стал основоположником теории коллективного способа обучения. Благодаря его трудам парное обучение получило распространение и известность в конце XX века.
С 1988 года продвижением этой формы взаимодействия в образовательном процессе занимается инженер-технолог парного обучения Григорий Олегович Громыко, живущий в Германии. Благодаря его помощи и поддержке мне удалось довольно быстро освоить эту педагогическую технологию и внедрить ее в учебно-воспитательный процесс в условиях малокомплектной школы.
Сама технология обучения в парах проста. Для удобства объяснения обозначим партнеров, задействованных в парной классной работе, символами Р1 и Р2. Каждый партнер владеет так называемой карточкой - объемом информации по изучаемой теме. В парах партнеры сидят «через угол»: ребята в таком случае могут выбрать для себя удобную позу, на таких уроках нет необходимости требовать, чтобы они сидели прямо и следили за своей осанкой. Схема посадки учеников в парах показана на рисунке 1.
В процессе работы школьники вырабатывают навыки самоконтроля и самоорганизации. Для этого используется лист учета выполненных заданий, размещенный в классе на специальном стенде (рисунок 2).
В ходе урока ребята могут подходить к нему и делать необходимые пометки. На занятиях соблюдаются особые правила: «Говорим вполголоса!», «Общаемся культурно!», «Пересаживаемся тихо!».
Алгоритм работы партнеров друг с другом выглядит следующим образом:
    Р1 и Р2 получают карточку, вносят свои имена в лист учета, знаком «плюс» отмечают номер карточки и далее самостоятельно изучают ее материал;
   Р1 и Р2 выполняют задание, оценивают себя методом самопроверки по готовым ключам;
   Р2 рассказывает содержание своей карточки Р1;
   Р1 рассказывает содержание своей карточки Р2;
   Р2 и Р1 обмениваются карточками, самостоятельно выполняют задания, проверяют методом взаимопроверки;
   Р1 и Р2 оценивают друг друга по критериям, которые заранее оговариваются учителем;
    Р1 и Р2 на листке учета обводят знак «плюс» кружочком («тему сдал»), выставляют оценки;
    Р1 и Р2 ищут свободных учеников для работы в паре, отмечают знаком «плюс» номер своей новой карточки.
Обязательным этапом урока является рефлексия. Она помогает контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексию также можно проводить в парах по заранее подготовленным учениками вопросам.
Технология работы (обучения) в парах позволяет реально осуществлять деятельностный подход, являющийся главным ядром при реализации ФГОС. Во время урока все дети постоянно включены в работу. При этом происходит активное усвоение нового материала, процесс пассивного внимания учителю сводится до минимума, реализуется подход, выражаемый известной формулой «обучая учишься».
Технология работы (обучения) в парах является основой индивидуального развития ребенка, она способствует его социализации, духовно-нравственному развитию, и, возможно, самое главное состоит в том, что в условиях парного обучения решается проблема перегрузки учащихся.
Обучение в парах решает также и проблему сохранения здоровья учащихся. Во время урока дети свободно передвигаются по классу от партнера к партнеру, в любой момент они могут выйти для выполнения задания к доске. В результате двигательной активности учащиеся меньше устают. За урок ни один из них не получает замечаний, потому что на таких занятиях возможен только рабочий шум, который практически никому не мешает. Работа в парах сменного состава может реально сохранить психическое и физическое здоровье нашим детям, а заодно и учителю, потому что она всем приносит радость!
Часто после таких занятий ученики не хотят уходить с урока, они не только искренне заинтересованы в изучении нового материала, но и чувствуют свою ответственность за качество знаний своих партнеров. Однажды мой шестиклассник признался: «Когда мы сидим обычным способом, меня все время тянет оглянуться, чтобы узнать, что делают мои одноклассники, а тут все работают - и я работаю!»
Одно из первых занятий в парах я провела в восьмом классе. Тема была не самая простая - «Синтаксический разбор двусоставного предложения». В классе 18 ребят. Для каждого ученика подобрала и распечатала предложения для разбора. К подбору предложений, естественно, подход был дифференцированный.
Работу в каждой паре начинали со словарной работы, чтобы выяснить, нет ли в предложении слов с непонятным лексическим значением. На этот случай в классе имеются толковый и орфографические словари. В самом начале урока ребята то и дело обращались к учебнику, проверяя себя и своего напарника, правильно ли определили вид сказуемого, не ошиблись ли, называя вид дополнения или определения. К концу урока учащиеся уверенно владели материалом и не скрывали удовольствия оттого, что им удалось передать знания своим партнерам. А ведь, оставаясь один на один с упражнением, даже средний ученик может затосковать... А тут!.. Когда прозвенел звонок, каждый выглядел так, будто только что взял штурмом неприступную крепость! Из класса ребята уходили со словами: «Спасибо за урок!» А ведь раньше это я их благодарила, когда занятие проходило плодотворно и мы все получали от него удовлетворение и заряд бодрости...
К следующему шагу в развитии парного обучения меня подтолкнул Г.О.Громыко. Он критически отнесся к мысли своих предшественников А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко о том, что карточки с заданиями разрабатываются только учителем, поскольку времени у преподавателя никогда не найдется. Его и сегодня не хватает, не будет хватать и завтра. Его всегда нет. Поэтому это безнадежный вариант. Именно из-за этой причины парное обучение распространяется с трудом. Учителя стали делать карточки сами и «загнулись» на этом деле. Большинство не справились с объемом работы и бросили. Понимая это, Г.О.Громыко предложил организовывать коллективное изготовление «рассыпных учебников». Но через два года работы выяснилось, что и для коллективного изготовления карточек у учителей нет времени, каких-либо существенных сдвигов не произошло. Поэтому была разработана другая тактика, заключавшаяся в том, что ученики сами делают контент. Согласитесь, смелое решение, которое на первый взгляд может показаться нереальным. Однако получаемые результаты обнадеживают. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и приобретают эти навыки начиная с младших классов.
При парном обучении очень неожиданно проявился и воспитательный момент: девочка, с которой до 8‑го класса никто не хотел сидеть за одной партой, а классный руководитель при всем старании не мог изменить ситуацию, после урока подошла ко мне и со слезами на глазах прошептала: «Спасибо, со мной сегодня все мои одноклассники работали!» Парное обучение воистину объединяет ребят при решении общей задачи, именно поэтому я часто использую эту технологию при проведении классных часов и на занятиях по профессиональному самоопределению.
В парах можно также проводить и другие виды работы в школе, такие как педсоветы, родительские собрания, семинары и методические объединения. Можно наблюдать, как при этом преображается коллектив. Учителя и родители чувствуют, что это не дежурные школьные мероприятия, они активно вовлекаются в процесс, и уже не увидеть скучающих лиц, обреченно внимающих словам «докладчика».
Думается, что пара, или, как обозначают ее философы, диада, - это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека как существа социального. Русский философ и мыслитель М.М.Бахтин однажды заметил: «Мир написан на два голоса. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге». Думаю, обратная формула тоже верна: участвовать в диалоге - это и означает жить. А разве не жизни мы учим в школе в самую первую очередь?

​Фаиля СИТДИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы д. Нуркеево Туймазинского района, Республика Башкортостан