Обмен опытом, советы активных пользователей, ответы на вопросы начинающих работать в МЭШ, профессиональный диалог о способах перехода на интерактивные технологии ведения урока - все это стало содержанием дискуссий как внутри нашего педагогического коллектива, так и с учителями «Школы Глория». Для учителя, осваивающего новые инструменты, очень важно получать не только экспертную оценку, но и поддержку со стороны коллег.
Какие выводы о ценности МЭШ позволили мне сделать первые четыре месяца работы в проекте?
Уроки, спроектированные в МЭШ, позволяют педагогу, особенно молодому, начинающему, четко придерживаться календарно-тематического планирования. Спланированный в МЭШ урок - хорошее подспорье для тех учителей, кто частенько «отстает» по планированию или кому не хватает 45 минут, чтобы реализовать все задуманное. Электронный урок помогает учителю самоорганизоваться.
Разработать урок и успешно пройти модерацию - на это начинающему учителю потребуются время и терпение, но модерация ведь не обязательное условие работы в МЭШ. По примеру размещенных в библиотеке сценариев уроков можно составить собственный сценарий урока и использовать его в работе с классом.
Если вы затрудняетесь работать в режиме конструктора, советую воспользоваться видеоуроками по работе с МЭШ, автором которых является Мария Тюляева, обладатель гранта Москвы за вклад в развитие МЭШ. На первых порах видеокурс Марии Тюляевой мне очень помог: позволил грамотно добавить аудио\видеоматериал, изображение, гиперссылку на интернет-ресурс, тестовое задание или текстовый материал.
Немаловажным является вопрос организации рабочего пространства учителя: создайте отдельные папки по предметам и классам, а также рекомендую создавать папки для каждого урока, чтобы не потеряться в обилии материалов библиотеки. К сожалению, делая первые шаги в МЭШ, я пренебрегала этими нехитрыми правилами и теряла только что созданные упражнения, иллюстрации.
Умным помощником учителя МЭШ считаю приложение IB Client, которое дает моментальный доступ в электронный журнал во время ведения урока. Учитель может оценить работу ученика у доски, нажав пару кнопок. Приложение обеспечивает удобную навигацию по этапам урока, а также между устройствами, если вы прописываете сценарий для планшета учителя. Программа позволяет учителю запускать урок, а ученикам выполнять интерактивные задания, например упражнения с перемещением элементов, делать заметки на экране в условиях работы с интерактивной доской, запускать видео/аудиоматериал при работе с проектором и экраном. Без использования приложения вы можете запустить урок в режиме слайд-шоу на веб-странице библиотеки. Учителя могут добавлять фрагменты из учебника в свой урок для проверки домашнего задания или при работе с текстом. Ученикам намного проще воспринимать учебный материал, когда есть наглядный пример того, как должно быть выполнено задание, или возможность сверить свои ответы с эталоном, выведенным на экран.
«Электронная школа» позволяет учителю работать с различными устройствами: интерактивной панелью, интерактивной доской, проектором, экраном, планшетом, мобильным телефоном. Если вас смущает такое количество устройств, то вы вольны выбрать лишь те, что вам необходимы. В условиях работы в кабинете, оснащенном проектором и экраном, можно составить урок, в котором будут присутствовать видео\аудиоматериалы, фрагменты из учебника, справочный материал.  Если вы пользуетесь интерактивной доской, то можно спроектировать уроки с заданиями на перемещение элементов, на установку соответствия между элементами.
Начинающему работать в МЭШ советую создать урок-«черновик» с материалом для фрагмента урока на  10-15 минут. По возможности полезно пробовать запускать фрагмент электронного урока в разных классах. Не исключаю, что на первых порах вы потратите много времени, чтобы создать урок-«черновик». Но с каждым разом вы начнете все быстрее ориентироваться в указателях, кнопках и функциях, и на разработку сценария полноценного урока с видео- и аудиоматериалом и интерактивным заданием у вас будет уходить 15-20 минут.
Мы не застрахованы от факторов, препятствующих или замедляющих работу в МЭШ: перегруженный Интернет, ноутбук, который зависает, технические неполадки на сайте. Но это не повод отказываться от новых образовательных технологий. Я сменила 4 ноутбука за два месяца, отправляла на модерацию уроки 8 раз и получала отказы, у меня пропал интерактивный урок, из-за того что я экспериментировала с перемещением файлов, в середине рабочего дня пропал Интернет, и пришлось использовать мобильный телефон в качестве модема, жаль было разрушить урок, но уже второй месяц я провожу практически каждый урок в МЭШ, работая в 1, 3, 5, 6, 7-х классах. Это моя пусть и небольшая, но территория победы.    

Полина ПУШКИНА, учитель английского языка школы №1573