Досье

Лариса ВОЛКОВА, учитель русского языка и литературы, окончила Орехово-Зуевский педагогический институт в 1987 году. Имеет высшую квалификационную категорию, в 2017 году награждена почетным знаком «Заслуженный учитель города Москвы».
«Мечтала ли я быть учителем? Да, я хотела быть учителем... учителем музыки. Но судьба распорядилась иначе. Когда в начале сентября я встретилась со своими одноклассниками и рассказала, куда поступила, они не были удивлены, сказав мне, что я всегда любила литературу. Конечно, был в моей жизни очень хороший учитель, который и привил мне любовь к своему предмету. Когда через много лет я нашла своих сокурсниц, оказалось, что никто из них в школе уже давно не работает. Они даже мне посочувствовали, пожалели. Но я все же не чувствую себя несчастной. Наоборот, не представляю свою жизнь без школы, потому что это не только очень трудная, но и очень интересная, творческая работа».       
                                                                                                                                                                   
- Лариса Вячеславовна, что вы считаете самым ценным в московской школе 15-20-летней давности?
- Во-первых, это отношение детей и родителей к учителям. Раньше чувствовалось гораздо больше уважения и доверия. Во-вторых, ценным, на мой взгляд, было патриотическое воспитание. Существовало много организаций, в которых состояли дети, и совместными усилиями они могли приносить пользу обществу. Сейчас подобные движения тоже существуют, но все же дети больше свободного времени уделяют себе и своим увлечениям, нежели общественно важным вещам.
- Какой учитель может привести своих учеников к более высоким результатам - опытный или молодой?
- Я считаю, что в таком вопросе опытность или молодость не играет роли, главное - желание работать и творчески относиться к своему делу. Труд учителя по-настоящему каторжный и каждодневный, он заключается в качественной подготовке к занятиям и вечной перепроверке себя. Каким бы опытным учитель ни был, если у него отсутствует желание работать, он попросту не будет делать то, что должен. Или наоборот, молодые учителя, даже без опыта, могут любить свое дело и стремиться всеми силами добиться успеха. Тогда у них все получится.
- Какой вы видите московскую школу через 15 лет?
- Я ее вижу классной. Судя по новым веяниям, электронным технологиям, уроки будут действительно продуктивными и насыщенными. Будут сразу видны результаты работы учеников, так как компьютерные программы быстро обрабатывают введенные данные, проверяют и выдают ответ. И ученики в таком случае смогут успевать выполнять больше заданий, и работа учителей станет немного легче. Первый опыт использования Московской электронной школы показывает, что за ней будущее. Ресурсы МЭШ помогают делать уроки ярче, интереснее, эффективнее. Это прекрасная электронная площадка для обмена опытом. Такая учеба наглядна, иллюстративна, быстра, продуктивна и качественна.
- Как вы считаете, легко ли быть молодым учителем?
- Я считаю, в наши дни быть молодым учителем очень легко. Раньше кроме одного какого-нибудь учебника, старой методички ничего не было. Приходилось часами сидеть и отбирать подходящие тексты для работы на уроке. Сейчас же в Интернете существует множество полезных сайтов и порталов, где можно найти дополнительный материал. Так учителю в случае загруженности удается быстрее и проще подготовиться к занятиям.
- Ваша самая заветная мечта о московской школе?
- Заветной мечтой все-таки является повышение престижа учительской профессии. Надеюсь, что вернется уважение к учителям и умение ценить их работу. Хотелось бы также, чтобы больше ребят приходило с определенной целью, а не посещали уроки, воспринимая их как наказание.
- Идеальный ученик - какой он (она)?
- В будущем благодаря электронным технологиям, в частности, обучение в школе будет еще больше направлено на профессиональную деятельность. Ученик будет раньше понимать, какую профессию он изберет и чего захочет добиться в жизни. Тогда будет больше думающих учеников. Может, они будут плохо себя вести, но зато они будут думать.


Досье

Дарья ПЕНДЮР, учитель математики, окончила Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2010 году по специальности «механика».
«Почему я стала работать учителем? Этот вопрос мне задают многие и всегда немного удивляются, услышав историю. Началось все со школы, побед на олимпиадах по математике, потом была учеба в МГУ им. Ломоносова на механико-математическом факультете. Но желания стать учителем не было, вероятно, из-за того, что мама была учителем и я с детства видела, какой это тяжкий труд. За годы учебы в университете и его аспирантуре были перепробованы разные профессии - от фотографа до системного администратора и программиста. Но всегда хотелось иметь ту работу, которая будет полезна, результат которой будет виден и будет хоть какая-то моральная отдача. И вот однажды, уже учась в аспирантуре, я стала вести кружки на малом мехмате МГУ. Это было переломным моментом. Наверное, уже в первый месяц я поняла, что это то, чего искала так долго. Возможность научить кого-то тому, что нравится и тебе и ему! Видеть каждый день, для чего и для кого ты работаешь. После этого уже сама попросилась преподавать в школу, в физматклассы, и не жалею об этом. Какой бы тяжелой ни казалась иногда эта работа, она приносит массу положительных эмоций мне и, надеюсь, моим ученикам».

- Дарья Андреевна, что вы считаете самым ценным в московской школе 15-20-летней давности?
- Я сама училась в школе в то время и считаю, что, помимо прекрасного образования, школа давала нам массу практических навыков. Она в полном смысле слова учила жить. На уроках труда нас учили готовить, стирать, мальчиков - выпиливать лобзиком, делать ремонт. Я считаю это очень важным, а современные дети этого не умеют вообще. Молодые люди, видя у меня дома долото, очень удивляются и даже не знают, что это и для чего это нужно. Другой важный момент - это патриотизм, знание собственной истории и культурного наследия. Мне кажется, у молодого поколения эта сфера «западает».
- Какой учитель может привести своих учеников к более высоким результатам - опытный или молодой?
- Уверена, что высокие результаты напрямую связаны не только с опытом учителя. Несомненно, наличие опыта важно, но не менее ценны и человеческие качества педагога, его знания и эрудиция. К тому же в быстро меняющемся мире помимо опыта необходимо умение быстро подстраиваться под новые условия. Меняются образовательные стандарты, меняются сами дети, с ними нужно находить общий язык, а на это способен далеко не каждый опытный педагог. Да, у молодых меньше опыта, но если они знают, где спросить и у кого спросить, то они смогут подняться на более высокий уровень за счет умения быстро подстраиваться под любые условия.
- Какой вы видите московскую школу через 15 лет?
- Во-первых, считаю, что образование будет чуть более стандартизировано - к этому мы идем последние лет 10. Во-вторых, больше времени отдадут на дополнительное образование, которое уже сейчас выходит на новый качественный уровень. В-третьих, укрепится сотрудничество между школами, возможно, не только внутри Москвы, но и между разными городами.
- Как вы считаете, легко ли быть молодым учителем?
- Думаю, так же, как и немолодым. И в том и в другом возрасте есть свои плюсы и минусы. Из минусов, пожалуй, нехватка опыта. Приходится за многим обращаться к старшим коллегам. Из несомненных плюсов - огромное количество энергии и искреннее желание работать. Я осознанно выбрала эту профессию, хотя, оканчивая мехмат МГУ, имела возможность работать и в другой сфере. Легко именно потому, что есть физическая возможность работать много и плодотворно.
- Ваша самая заветная мечта о московской школе?
- Мне мечтается о немного большей свободе и автономности. И речь идет не об администрации школы, а скорее о родителях, которые иногда перебарщивают с контролем как своих детей, так и педагога. Мне бы хотелось больше понимания и доверия с их стороны. Чтобы связь между родителями, учителями и администрацией была крепче и доверительнее.
- Идеальный ученик - какой он (она)?
- В первую очередь разносторонне развитый. У ребенка должны быть знания помимо одного конкретного предмета, на который он делает упор. Чем больше кругозор - тем лучше. Я считаю это очень важным для личностного и профессионального развития.