Признаемся: привлекать молодых педагогов к участию в профсоюзных мероприятиях одновременно и проще, и сложнее, чем коллегу «в возрасте». Проще, так как молодой педагог лишен стереотипов, мобилен, склонен к коллективным формам проведения досуга, жаждет новых впечатлений. Сложнее, так как он, как правило, склонен к хаотичному мышлению, непоследователен, часто уходит в область виртуального общения, не обладает достаточным жизненным опытом.
Городская интеллектуальная игра «Правовой лабиринт»-2016 и «Молодежный правовой квест»-2017 растопили последние сомнения педагогической молодежи в возможностях профсоюза.
На предложение поучаствовать в интеллектуальной игре откликнулись шесть команд пяти школ и центра дополнительного образования детей. В качестве интеллектуальной группы поддержки в состав каждой молодежной команды вошли учитель-наставник и профлидер. Игра «Правовой лабиринт»-2016 началась с представления «Визитных карточек» команд, затем в тематическом конкурсе «ЕГЭ в Школе профлидера» участники решали ситуационные задачи, связанные с регулированием трудовых отношений на основе Трудового кодекса РФ.
Самым сложным стал конкурс «Картинная галерея глазами профлидера». Организаторы предложили командам проявить неординарное мышление и чувство юмора, взглянув на полотна глазами человека, знакомого с трудовым правом: увидеть в них зашифрованные нормы Трудового кодекса РФ или нарушения трудового законодательства. В профсоюзной галерее были выставлены картины, которые еще в первой половине XX века в качестве наглядных пособий использовали учителя истории на своих уроках. Сегодня таких картин в школах нет. Как нет и учебных материалов, иллюстрациями к которым они служили.
Позже участники «Правового лабиринта» делились впечатлениями: они достаточно легко в картине «Рабочий контроль на заводе» увидели статью 370 Трудового кодекса РФ «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений», а вот в картине «Народное собрание в Афинах», на которой изображены древние греки, единодушно поднявшие руки для голосования, уловить намек на статью 410 Трудового кодекса РФ «Объявление забастовки» оказалось намного сложнее.
И все-таки большинство команд с заданиями справились успешно. Наверное, именно этот опыт помог Александру Улыбышеву, учителю истории и обществознания, члену команды школы №36, через год стать призером престижного межрегионального конкурса «Молодой профлидер Центрального федерального округа»-2017.
Участники «Правового лабиринта» открыли для себя много нового, например, что серьезные правовые нормы можно найти в современных песнях. Представляя свое домашнее задание «Трудовой кодекс РФ в звуках и красках», каждая команда предложила соперникам по пять слайдов с вопросом «Какая правовая норма Трудового кодекса РФ зашифрована в известной песне или на картине известного художника?». Большинство команд нашли ответы, правильно назвали статью Трудового кодекса РФ.
Прошел год. Весной 2017 года снова собрались вместе молодежные команды, уже из 10 школ, чтобы принять участие в профсоюзном квесте «Даешь, молодежь!». Задания для команд подготовил оргкомитет, в состав которого вошли представители Молодежного совета и правовой службы Тамбовской городской организации профсоюза. Организационную поддержку мероприятия обеспечили социальные партнеры: директор и профком средней школы №9 Тамбова.
На старт вышли команды средних школ №5, 9, 11, 22, 24, 30, 31, 35, 36 и Центра образования №13. Участникам предстояло выполнить ряд достаточно непростых задач на 10 тематических площадках. На каждой площадке команду встречали два эксперта, которые вручали конверт с заданием, контролировали время и начисляли за четкое выполнение заданий бонусные баллы, внося их стоимость в маршрутный лист команды.
С обязанностями экспертов успешно справился профактив дошкольных образовательных учреждений, а главными судьями молодежного квеста были Алексей Никаноренков, правовой инспектор труда Тамбовской областной организации, Ирина Пугнер, заведующая детским садом №59 «Ягодка», президент директорского правового клуба (создан правовой службой профсоюза в 2009 году), Александр Масленников, ветеран педагогического труда, заместитель председателя Тамбовской городской организации профсоюза.
На площадке №1 «ЕГЭ для молодого профактивиста» организаторы предложили выполнить тестовые задания, связанные с регулированием трудовых отношений на основе Трудового кодекса РФ. Время - не более 4 минут.
На площадке №2 «Если бы я был директором школы…» команды решали ситуационные задачи, связанные с регулированием трудовых отношений на основе Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации.
На площадке №3 «Считай трудовой стаж смолоду!» команды встречала профсоюзный юрист Галина Попова. Галина Викторовна уже более 10 лет помогает членам профсоюза отстаивать свое законное право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, поэтому, по ее мнению, каждый педагог должен знать нормативно-правовые акты и уметь считать свой трудовой стаж для льготной пенсии. Молодые специалисты достаточно успешно решали ситуационные задачи, связанные с определением трудового стажа педагогического работника.
Эксперты на площадке №4 «Охраны труда. Картинки из мусорной корзинки» предложили командам изготовить плакат из подсобных материалов на тему «Охрана труда. Это должен знать каждый».
На площадке №5 «Учебная нагрузка педагога» команды, как орешки, «щелкали» ситуационные задачи, связанные с порядком установления педагогическим работникам учебной нагрузки на новый 2017-2018 учебный год. И это не случайно. Педагоги знают свои права. Ведь уже более 20 лет в период предварительного комплектования штатов проводится общегородская тематическая профсоюзная проверка, в которой активно участвуют профкомы школ.
На площадке №6 «Профсоюзный агитатор» команды продемонстрировали свои знания Устава Общероссийского Профсоюза образования и успешно решили кроссворд, посвященный мотивации членства в профсоюзе.
Эксперты площадки №7 «Картинная галерея глазами профлидера», используя опыт проведения интеллектуальной игры «Правовой лабиринт», вновь предложили командам найти современные правовые нормы, зашифрованные в старых наглядных пособиях - учебных картинах, которые использовали учителя истории в середине прошлого века.
Так, участники квеста достаточно легко определили нарушения правовых норм статьи 224 ТК РФ «Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников» и статьи 219 ТК РФ «Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда» на учебной картине «Английская мануфактура». На учебной картине «К.Маркс и Ф.Энгельс за работой над «Манифестом Коммунистической партии» многие команды увидели работодателя и работника и предположили, что в ней зашифрованы статья 74 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» (вручение уведомления) или статья 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (вручение уведомления о сокращении штатов).
На площадке №8 «Рабочее время и время отдыха» командам были предложены вопросы, ответы на которые можно найти в газете «Мой профсоюз». Четкие ответы участников квеста со ссылкой на нормативные документы и разъяснения специалистов Общероссийского Профсоюза образования еще раз подтвердили, как важна актуальная правовая информация для членов профсоюза.
С большим интересом команды работали на площадке №9 «Права женщины-матери», наверное, потому, что среди участников квеста было немало молодых мам, чьи права также защищает наш профсоюз.
На площадке №10 «Охрана труда. Это должен знать каждый» эксперты предложили командам решить ситуационные задачи, связанные с вопросами введения в образовательной организации системы управления охраной труда (СУОТ).
Но самое сложное испытание ожидало участников квеста в финале. Пригласив их в актовый зал на подведение итогов, организаторы предложили командам прослушать современные музыкальные композиции, песни советских лет и найти в них правовые нормы, связанные с регулированием рабочего времени и времени отдыха педагогического работника.
Надо сказать, что большинство команд - участников квеста из максимальных 10 баллов смогли набрать 8‑9 баллов. Победу в профсоюзной интеллектуальной игре-квесте «Даешь, молодежь!» заслуженно одержала команда средней школы №24. Успешно выступили команды средних школ №9, 11, 22, 36.
Дополнительные баллы командам принесли видеоролики «Я в профсоюзе», демонстрация которых стала достойной финальной точкой этого нестандартного профсоюзного мероприятия.

Лариса СЕЛЕЗНЕВА, председатель Тамбовской городской организации профсоюза

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».