Не так давно было опубликовано постановление Президента Российской Федерации В.В.Путина, предусматривающее разработку и реализацию комплекса мер по предоставлению учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям.
За последние два учебных года наша школа в рамках городского проекта «Профессиональное обучение без границ» заключила три сетевых договора с ведущими московскими колледжами: КИГМ №23, ПК №24 и ПК №10 на различные востребованные направления подготовки, такие как вожатый, оператор ЭВМ и ВМ, делопроизводитель, парикмахер, слесарь по ремонту автомобиля, агент страховой, что позволило создать необходимые условия для развития и самореализации детей в процессе воспитания, профильного и профессионального обучения.
Мы массово приобщаем восьмиклассников к получению начального профессионального образования ввиду того, что в настоящее время в среде выпускников наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Нам важно в ближайшей перспективе повысить значимость рабочих профессий, финансовый доход которых порой превышает средний заработок офисных служащих.
Решение данной проблемы мы нашли благодаря введению грамотной, поэтапной программы осуществления ориентации детей на трудовую подготовку, способную повлиять на выбор востребованных профессий за счет часов внеурочной и дополнительной деятельности.
В нашей школе работа по профориентации логично выстроена для каждой возрастной категории обучающихся, тем самым обеспечивается преемственность на всех уровнях образования. Все это реализуется благодаря многогранности программ внеурочной деятельности и активному участию в городских образовательных проектах, таких как «Профессиональная среда», «Университетские субботы», «Профессиональное обучение без границ», «Сто дорог - одна твоя», «Город мастеров «Мастерславль», «Производство - детям».
Реализацию программы по профориентации мы начинаем с дошкольного уровня.
Мы пытаемся решить проблему развития нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где главной целью выступает формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослого мира. Для этого их знакомят с трудом взрослых, расширяя знания о родных людях, их профессиях, рассказывают о значимости их труда для семьи и общества. Посредством включения игровой деятельности в воспитательный процесс ребенка обучают «отображать» представление о профессиях родителей.
На дошкольном и начальном уровнях образования нам важно заинтересовать родителей и детей совместными мероприятиями, экскурсиями на рабочие объекты или детские интерактивные «трудовые» площадки города мастеров, такие как «Мастерславль» или «Киндербург», «Кидзания». В начальной школе для эффективного воспитания интереса к труду взрослых наши учителя включают информацию о профессиях непосредственно в процесс обучения. В структуре уроков преобладают ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых - способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия. Например, интерактивные игры: «Угадай профессию по жестам /по вопросам»; «Все работы хороши» (пантомима)». На уроках иностранного языка, при составлении диалогов детям предлагают пофантазировать и примерить «образы» людей разных профессий.
С развитием проектно-исследовательской деятельности младшие школьники готовы создавать свои творческие познавательные работы, направленные на изучение той или иной профессии, например «Призвание моих родителей», «Мир профессий», «Я - дипломат!». В процессе работы над проектом ребенок получает возможность узнать все самое главное и интересное о той профессии, которая ему кажется самой предпочтительной на данный момент. Поэтому мы считаем большой ошибкой, когда педагог распределяет определенный список профессий между учениками, тем самым он не дает возможность проявиться индивидуальности и раскрыться интересам младшего школьника.
В 4-6-х классах мы проводим определение ранних основ профессиональных предпочтений посредством психодиагностических методик. В настоящее время существует большое количество апробированных методик, позволяющих выявить склонности и развитие способностей в той или иной области науки, культуры, жизни. Мы остановили наше внимание на таких методических комплексах, как «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6-х классах», «Детская личность» Л.А.Ясюковой, «Анкета интересов» В.Г.Асеевой, «Профессиональные сферы» Н.Самоукиной.
Хочется отметить важность изучения общей направленности профессиональных интересов и склонностей в профессиональной деятельности, а следовательно, мы постепенно вводим во внеурочную профориентационную деятельность не только посещение производств и предприятий, но и экскурсии, поездки в профессиональные образовательные учреждения. Школьники 6-9-х классов имеют возможность ознакомиться с этапами становления той или иной профессии.
В процессе знакомства с колледжами обучающиеся 6-7-х классов принимают участие в профессиональных мастер-классах, подсознательно проецируя данную «трудовую» модель на себя. Немаловажную роль играют уроки технологии, проводимые на площадках колледжей для наших учащихся 7-х классов. Поэтому на протяжении двух-трех лет дети определяют сферу своих трудовых интересов, а значит, к 8-му классу готовы определиться с выбором первичного профессионального образования.
С 2016 года мы присоединились к городской программе «Профессиональное обучение без границ», что дало возможность школьнику 8-9-го класса, получая основное общее или среднее общее образование, параллельно посещать занятия колледжа-партнера. По окончании профессионального обучения участники программы сдают квалификационный экзамен, по результатам которого получают свидетельство о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации. Если в прошлом году в данной программе у нас приняло участие только 20 процентов от контингента 8-х классов, то в этом году процент увеличился до 80 процентов (а это более 150 человек). Более того, многие учащиеся из 9-х и 10-х классов также активно включились в данный проект.
Поэтому в нашей школе к концу 9-го класса ребята готовы сделать осознанный выбор - пойти работать, поступить в колледж и расширить потенциал своей профессии или продолжить обучение в 10-11-м классе, углубив полученные знания в профильном образовании.
Если обучающиеся основной школы в большинстве случаев знакомились с профессиональными учреждениями, то старшие классы начинают открывать для себя высшие учебные заведения. Уже несколько лет подряд по субботам лучшие вузы страны открывают свои двери специально для школьников. Старшеклассник за два года имеет возможность сравнить высшие учреждения, до конца определиться со сферой интересов и той областью науки, которая станет частью его жизни. А это значит, что ему предоставлена возможность сделать правильный выбор.
Мы уверены, что за многолетнее погружение в профориентационную среду в школе №1591 на каждом этапе обучения, у выпускника сформировалась целостная картина мира профессий и своего места в жизни.

Анастасия ЛИТВИНОВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1591