Сейчас в нашей школе обучаются 198 детей-инвалидов и 145 детей с ОВЗ. Однако дело не только в доступной среде, но и в готовности педагогов, детей встречать таких ребят. У нашей школы есть многолетний опыт в вопросе работы с особыми детьми, которым мы с удовольствием делимся в условиях работы МСД. Поэтому с сентября этого года реализуем на своей базе общегородской проект «Ресурсная школа». Наша общая задача - сделать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса актуальным ресурсом качества образования московских школьников. Многие родители, воспитывающие особых детей, часто сталкиваются с проблемой, в какой детский сад, в какую школу пойдет ребенок. И, конечно, школа для такого ребенка должна быть в шаговой доступности. У нас обучаются дети с различными нарушениями в развитии: с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Не секрет, что наши ученики требуют особых образовательных условий.  
Я хотела бы пригласить вас, дорогие читатели, заглянуть к нашим особым детям на уроки. Внешне ход урока ничем не отличается от привычного для нас урока в общеобразовательной школе - электронная доска, парты, красочный наглядный материал на стенах, ответы детей. Но за всем этим  колоссальная работа по организации урока, оптимизации подачи материала и созданию комфортного для ребенка рабочего места. Каждая школа Москвы обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, финансово-экономической деятельности, а значит, может создавать необходимые условия для образования каждого ребенка.
Ученик 5-го класса Сергей. У мальчика тяжелая форма аутизма. Ему трудно общаться, слышать и воспринимать то, что говорит учитель. Рабочее место Сергея оборудовано специальной ширмой, позволяющей минимизировать посторонний шум, так мешающий мальчику сосредоточиться. На парте Сережи мы видим визуальное расписание, сообщающее ему о последовательности уроков, а при необходимости и о детальной последовательности выполнения учебных действий в рамках одного урока. Коммуникативная книга помогает ребенку во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Рядом с Сергеем рабочее место Арины. У Арины ДЦП. Для сохранения и поддержания правильного положения тела девочка находится в вертикализаторе - устройстве, обеспечивающем комфортное пребывание на уроке.
Есть ребята, которым нужен тьютор, кому-то нужны учебники с увеличенным шрифтом и многое другое. Все необходимые условия прописываются в заключении ЦМППК. Даже перемена у особых детей  особая. Учитель постоянно находится с детьми. Учит их играть, общаться друг с другом, помогает приготовиться к следующему уроку или переодеться на физкультуру.
Каждый урок, перемена, любой режимный момент - неотъемлемая часть процесса, шаг за шагом приближающего ребенка к успеху. У каждого он разный, но обязательно есть. Это становится возможным, потому что обучение ребенка ведется по адаптированной образовательной программе. При ее разработке учитываются все психофизические особенности ребенка, прописываются все методы, приемы и особенности подачи материала. В процессе реализации АООП с учетом особенностей психофизического развития каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, что позволяет ребенку не только освоить академическую составляющую программы, но максимально скомпенсировать трудности, препятствующие успешному обучению и социализации.
Помимо учебного материала адаптированная программа включает в себя также коррекционный блок и внеурочную деятельность.
По окончании уроков детей ждут специалисты школы - логопеды, дефектологи, психологи. В нашей школе в течение учебного года все без исключения дети получают помощь специалистов. Основная направленность их работы - сопровождение образовательного процесса.
В кабинете дефектолога ведется работа по преодолению трудностей обучения. Как иногда непросто увидеть, куда же написать сложную букву, отчего она все время убегает со строчки? Специалисту известно, как помочь,  эти трудности связаны с проблемой зрительно-пространственного восприятия.
В это же время в кабинете логопеда Арина, с которой мы уже встречались на уроке, старается выполнить артикуляционную гимнастику, облегчающую ей овладение речевыми навыками.
Мама Арины, ожидающая девочку с занятия, согласилась поделиться с нами своими впечатлениями:
- Арина занимается в школе второй год. Организованная в школе доступная среда, занятия специалистов, творческие студии, утренники и выступления детских творческих коллективов, участие в которых принимают все без исключения дети, - все это позволило моей дочери найти свое место в детском коллективе, почувствовать уверенность в своих силах. У Арины появились настоящие друзья и первые творческие успехи.
В кабинете психологической разгрузки созданы все условия для сенсорной интеграции и индивидуальных занятий. Дети с трудностями в поведенческой сфере занимаются с психологом, нарабатывая навыки саморегуляции. Около кабинета психолога мы встретили маму, ожидающую консультативной помощи: «Школа дает моему ребенку не только знания, но прежде всего шанс научиться взаимодействовать с другими людьми. Ведь до этого мы не могли удержаться ни в одной школе. Здесь к каждому ребенку особый подход».
В школе действует клуб для родителей «Шаг навстречу», где специалисты, учителя проводят циклы лекций, семинаров для родителей, воспитывающих особых детей.
Помимо освоения академических навыков в нашей школе уделяют много времени развитию творческого потенциала особого ребенка. Во второй половине дня работают кружки, своей направленностью учитывающие интересы всех детей и пожелания родителей. Это и студия рисования «Акварелька»,  где маленькие художники с помощью руководителя студии создают работы, достойные участия во многих выставках. Творческий коллектив кружка «Маленький театр» неоднократно принимал участие в городском фестивале «Надежда» и становился лауреатом фестиваля. Мама Сережи, с которым мы познакомились в классе, рассказала нам о творческих успехах своего сына: «Во многом благодаря систематическим занятиям в театральном кружке Сережа смог сказать свои первые слова самостоятельно, без коммуникативной книги. Для ребенка с тяжелой формой аутизма это огромная победа».
Также с ребятами занимаются инструкторы адаптивной физкультуры. Понимание специфики нарушений, знание и применение инновационных методик являются значимым вкладом в реализацию здоровьесберегающих технологий. Комплексы упражнений различной направленности не только развивают детей физически, но и являются важной частью коррекционной работы, формирующей пространственную ориентировку, координацию движений, мотивацию на успех и многое другое.
Непрерывность коррекционного процесса также обеспечивают воспитатели, работающие с детьми в группе продленного дня. Дети, не задействованные на занятиях, находятся под чутким вниманием воспитателей, организующих свободную деятельность детей, игровое и социальное взаимодействие в классе и на прогулке.
Вся наша работа направлена на то, чтобы особый ребенок нашел свое место в жизни, получил профессию и смог самореализоваться. Выбор профессии является отправной точной в подготовке специалиста. В учебном плане у ребят существует такой предмет, как «Профильный труд». В случае с обучающимися с ОВЗ необходимо учитывать как интересы самого ребенка, его склонности и природные таланты, так и физические возможности, и особенности здоровья. Сегодня существует большой перечень профессий, в которых особые ребята успешно самореализуются. Мы активно принимаем участие в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс». Для особых ребят в нашем комплексе создана комната социальной адаптации, где обучающиеся могут ознакомиться с разными профессиями, научиться пользоваться банкоматом, получить на почте письмо, совершить покупку в магазине или аптеке.
В конце учебного дня дети начинают расходиться домой. Полные впечатлений, они делятся с родителями своими большими и маленькими успехами. Все как в обычной школе. Но за всем этим стоит большая работа всего коллектива. В этом году наша школа стала организатором окружного конкурса для педагогов, работающих с особыми детьми, «Как здорово, что мы - учителя!». Конкурс проходил на базе ДТДиМ «Восточный». Во время проведения конкурса было видно, что педагоги не только обучают детей, но и сами учатся у них. Эти уроки особенно ценны. Особенный ребенок может научить любого взрослого многому - дружбе, добру, искренности, радости, открытости и целеустремленности, умению ценить радость жизни. С какой самоотдачей дети поддерживали своих педагогов! Они искренне переживали, с любопытством смотрели на выступления других педагогов и детей, поддерживали их бурными аплодисментами. Радовались победе чужого педагога! А какие дети талантливые! Они пели, читали стихи, танцевали и просто радовались. Педагоги представляли фрагменты уроков, участвовали в творческих конкурсах, представляли себя как специалиста по работе с детьми с ОВЗ. Это был замечательный праздник добра и дружбы. Надеемся, что этот конкурс станет доброй традицией и праздником для всех детей и педагогов! Мы тесно взаимодействуем со школами нашего МСД. В целях систематизации и организации инклюзивной практики в рамках проекта «Ресурсная школа - территория успеха для каждого» педагоги нашей школы проводят практические семинары, круглые столы, открытые уроки, мастер-классы, проводят консультации для педагогов МСД.
 Вот и закончилось наше путешествие, хоть мы и немножко отвлеклись. И в заключение хочу сказать, что каждая школа может создать любые условия, для того чтобы особый ребенок был успешен.  И тогда у родителя не будет проблемы выбора,  в какую школу отдать своего ребенка.

Елена РЯБОВА,
руководитель школьной ППК,
методист школы №2127