Театром Татьяна заболела в детстве. В 7‑м классе увидела спектакль детской студии в Доме творчества и немедленно в нее записалась. Занималась до тех пор, пока не отправилась в Санкт-Петербург поступать в театральный. Срезалась на третьем туре: 200 человек на место! Хорошо, умный человек объяснил, что артист и учитель - это же почти одно и то же, направив на филфак педагогического института.
- На собственном опыте убедилась в его правоте, - говорит она. - У театра и педагогики одна миссия - просвещение. Театральная педагогика должна быть во всех школах, на всех уроках. Я посмотрела, какие ребятки в московских школах, где ей уделяется большое внимание, - умные, свободные, красивые, чувство юмора потрясающее, оценок не боятся.
В 27 лет ее кинули на трудный объект - заместителем директора по воспитательной работе окраинного профтехучилища.
- Там же одни хулиганы, - смеется Татьяна Федоровна. - Но я молодая, дерзкая. Всех в творческую деятельность - театральную гостиную организовала. Директор у нас был замечательный, Михаил Дмитриевич, внушал жюри: «Ноту не взял - ерунда, главное - не на улицу, а на сцену вышел, уже «пять с плюсом»!»
Воспитательную «звезду» заметили, пригласили работать в райком партии. А Татьяна отказалась: хотелось жить и творить. Финансовый техникум, куда ее перевели на повышение, 15 лет назад был единственным ссузом, где праздновали День театра. Так она заражала своей мечтой ребят, что двое выпускников, оставив финансы, стали актерами. А в 40 лет и ее мечта стала жизнью. В 1991 году режиссер Владимир Витько, организовав театр «Галерка», познакомился с удивительно театральным замом техникума и тут же пригласил к себе заведующей литературной частью. С довольно высокой и оплачиваемой должности отличник народного просвещения ушла в малоизвестный тогда театр. Восемь лет назад решила было выйти на пенсию, но пригласила директор «Пятого театра» Александра Юркова.
- Предложила воспитывать детей, делая из них поклонников «Пятого», - говорит Татьяна Федоровна. - Это то, чего я хотела, - вовлекать ребят в театральную деятельность. Театр - это открытая образовательная творческая среда, место, где не просто показывают спектакли, но и общаются, развиваются, формируют вкус.
Нужна была форма, и Татьяна Федоровна придумала клуб «ЭТО» - «Эстетика. Театр. Общение». Бросила клич в Интернете, сделала две секции: театральные критики и сценографы. Сумасшедшая идея, как теперь понимает, денег-то не было. Но пришло много ребят. Писала программы к каждому занятию, вести которые безвозмездно взялись друзья и коллеги - журналисты, режиссеры, художники, сценографы, артисты. 26 ребят зацепились.
- Зал все время занят, гостиной нет, собирались на втором этаже в буфете, обсуждали, спорили, - вспоминает Татьяна Бакулина. - Я чаем всех пою обязательно, и не после мероприятия, а для начала. Атмосферу создаю, дети расслабляются, перестают волноваться.
Возникла идея, как применить то, чему научились. Как раз исполнялось 200 лет Гоголю, и Бакулина задумала проект «Герои Гоголя в свете рампы». На один день ей выделили зал, где собрались триста человек - школьники, студенты. Оказалось, все любят Гоголя! И читать, и смотреть, и инсценировать. Юные сценографы выставили такие эскизы, что их тут же взяли уже на взрослый проект. Костюмы подобрали, вместе с ребятами придумали викторину: герои подходят к зрителям, разговаривают, узнал - получай приз. Старосветская помещица Агафья Тихоновна угощала всех грибочками, пирогами с гречневой кашей…
Через год секции Татьяна Федоровна распустила, решив работать по проектам. Стали приходить новые ребята, и те 26 остались, прикипели:
- Я сразу им объясняла: вы люди театра, надо ходить на спектакли, человек в вашем возрасте должен посмотреть и «Ромео и Джульетту», и «Достоевский.Ру» по «Запискам из мертвого дома», и пьесы Островского. На «Чудаков» по Горькому провал был, хотя спектакль - чудо, на «Золотую маску» номинировался, покойный Тараторкин его очень ценил. А мои бегали, и не по разу: надо, говорили, еще посмотреть, понять. Сейчас уже выросли, разные профессии выбрали: Даниил Толстых каждый год приезжает, в Малом театре работает, Коля Родченко - врач, часто в театр бегать не может, но в жюри входит.
Проект - это большая и сложная работа с каждым. И каждого - над собой: надо много прочитать. Вызовутся декламировать отрывки или инсценировать произведение, а как, не знают. Актеры дают мастер-классы: открывают мелодику речи, показывают приемы. Потом прослушивание, а на концерте выступают уже лучшие. Зрители - участники, их друзья, родители. Возраст участников расширяется: «Шекспиру - 450 лет», пятиклашки просятся, как отказать? Заинтересовалось село, стали привлекаться училища и колледжи, прежде вовсе неподъемные:
- Мукомольный техникум на Достоевского замахнулся, - рассказывает Татьяна Федоровна. - «Будем, - говорят, - разыгрывать «Идиота». А техникум на окраине города, родители не из самых благополучных. Звонит мальчишка, ревет: штанов приличных нет. Учительница нашла джинсы, деньги на проезд. Как играл, как в обморок падал! А потом узнаю, что на учет его ставят: украл из магазина кусок колбасы. Я такую деятельность развила! Да вы что, он же князя Мышкина читал, просто есть нечего было, шестеро в семье. Соблазнился, но парень-то хороший, светлый.
Для проекта «В плену шекспировских страстей» Татьяна Федоровна поехала на кафедру английского языка в Омский госуниверситет, попросила завкафедрой Ларису Семейн выделить старшекурсников: рассказывали, показывали, как читать.
- Сама придумываю проекты, - признается Татьяна Федоровна. - Нынче Валентину Распутину 80 лет было, а в Омске тихо. Русский гений, я лично с ним знакома, в Иркутск с «Галеркой» спектакль «Деньги для Марии» возили на Вампиловский фестиваль. И с Валерием Алексеевым, известным омским артистом, он дружил. Его и позвала рассказывать ребятам о Распутине, о его окружении. Из живых уст это ценно. Но только одну прозу читать - грустно станет, невеселая она. Придумала конкурс «Любимые песни Распутина». Да как мои ребятки давай их искать, да русские народные, да петь! Сложный проект «Уроки жизни Валентина Распутина», но 160 человек - от школьников до студентов - приняли участие. Вышли на новый уровень мастер-классов: как инсценировать «Уроки французского», показывала актриса, игравшая учительницу вместе с пятиклассником Егором Клименко, исполняющим роль маленького Распутина. На «Рудольфио» вызвались актер Женя Фоминцев со старшеклассницей Лизочкой Шаповаловой. Вот уже и ребята учить могут. Многие из них становятся почетными гостями. Например, девятиклассник Родион Трусов, участник шоу «Голос», два года назад в проекте был, а теперь приглашаю с почетом - заслужил. На каждом проекте есть такие звезды, что отпускать жалко. Люблю своих ребят продвигать, на Некрасовском проекте восьмиклассница так пела а капелла «Меж высоких хлебов» - потрясение просто! Обязательно отправлю диск в «Голос», а вдруг?
От детей Бакулина перешла к взрослым, заметив, что учителя не готовы вступить с учениками в разговор о театре. Стала собирать замов по воспитательной работе, психологов, филологов. Взрослые оказались как дети - и спектакли смотрят с восторгом, и костюмы меряют, и конфеты едят. Но главное - учатся у мастеров, какие приемы актерского мастерства можно использовать, как держать внимание.
В проектах Бакулиной теперь участвуют не меньше двадцати школ, пять колледжей, речное училище. Есть завсегдатаи, но постоянно добавляются новые, чему она особенно рада. Разработала абонементы: приходят дети на спектакль, а для них еще и мастер-класс. Для малышей «Азбука: театр ремесел», где профессионалы рассказывают, как делаются декорации, костюмы. Для педагогов «Учителями славится Россия», где выступают не только артисты, но и их ученики. Пригласила Дмитрия Васильева, главного дирижера Омского академического симфонического оркестра: «Кто, если не вы, расскажет детям о музыке?» Организовала постоянный «Диалог с театром» - зрительское обсуждение спектаклей вместе с режиссером, главным героем. Вадим Физиков, литературовед, многолетний декан филфака Омского педагогического университета, несколько раз приходил.
- И без всякой оплаты, только розы и наша любовь, - восхищается Татьяна Федоровна. - С библиотекой имени Пушкина многое стали делать. Надо детей к книге приучать, сама ее люблю, чувствую энергетику. С творческими ребятами интересно, надо высокую планку ставить. Будущие дизайнеры и художники целую выставку работ организовали. Но больше люблю работать с ребятами, которые к театру не имеют отношения, только желание. Меняются ведь на глазах. Автотранспортный техникум - одни парни, 20 человек читали Есенина! По-разному, конечно, но они впервые в театр пришли! Спецучилище стало ходить - дети, уже совершившие преступление. Захотели принять участие в викторине, а знать-то не знают ничего. Но наверху у меня стенды, где все расписано. Билетик вытянут и туда. Я все видела, конечно, но это ж здорово, они теперь много знают. А когда рассказала, что Достоевский сидел, да еще у нас в остроге, так обрадовались: «Да это ж наш братан». Я хохотала. Хорошие мальчишки, и цель у нас со спецучилищем одна - исправить. Не сразу, конечно. Но состояние сегодняшнего вечера может быть настолько сильным, что влияет на жизнь. Иногда мне говорят: «Может, не надо так детей зазывать?» Да, может, зазывать и не надо. Но если уж зазвал, должен резонанс у ребенка в душе возникнуть, иначе какой смысл? Театр - живой организм, если полюбишь, если зацепит, это навсегда. Я сама так менялась: театр - это всегда новые эмоции, новые размышления.
В 2012 году Татьяна Федоровна прочитала в «Учительской газете», что в первой Всероссийской конференции «Театральная педагогика» могут принять участие все желающие. Отправила свой проект «Театр плюс школа жизни». Интересно было, как знающие люди оценят. А ее взяли и пригласили. Причем она оказалась единственным практиком и уж точно единственным докладчиком из Сибири. В Омске столь масштабной работы по воспитанию чувственного интеллекта, как она говорит, больше нет. Школа тоже не торопится массово вводить театральную педагогику. Но проект Бакулиной развивается и сам выходит в народ - театр не только зовет к себе, но и выезжает в школы, колледжи, сельские ДК. Актеры ставят спектакль, Бакулина с ребятами делает перед ним программу. Накладно, трудно, но она уверена, что театр должен идти к детям.

Омск