В беседе приняли участие педагоги, журналисты (в числе которых заместитель главного редактора «Учительской газеты» Анна Данилина) и представители театра - режиссер спектакля «Я хочу в школу» Александр Баркар и исполнители основных ролей, а также дети и их родители.
В настоящее время в репертуаре московских театров спектакли о школе отсутствуют. Так действительно ли сегодня наблюдается в лучшем случае равнодушие учеников к процессу обучения и системе образования в целом, если заявленная проблема никак не отражена в искусстве? Чем оно может помочь в данной ситуации, да и может ли вообще? Непростые вопросы требуют всестороннего обсуждения, и дискуссия в стенах Молодежного театра скорее обозначила, нежели решила их.
Беседа о назревших проблемах в школе была насыщена эмоциями, что в сочетании с небольшим временным отрезком, отводимым на ответ, создавало напряжение, провоцировало на спорные высказывания и выявляло множество неочевидных на первый взгляд тем и подтем, относящихся к предмету обсуждения. Участники встречи сошлись во мнении, что все эти вопросы родились не сегодня, а существовали всегда, пусть и в другом формате. Советские мамы и папы также были недовольны системой образования, хотя и по другим причинам, однако 30 лет назад достучаться до директора было куда сложнее даже родителю, что уж говорить о ребенке. В наше время дети допущены до принятия решений, касающихся их самих, да и сама система стала более гибкой. Ученику не надо бояться озвучить свою мысль и заявить протест. Спектакль РАМТа по одно­имен­ному произведению Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Я хочу в школу» утверждает, что многое зависит от ребенка: смелость и убежденность в собственной правоте помогут ему отстоять свою позицию.
Постановка Александра Баркара вскрывает и другие острые проблемы современного процесса обучения. Каждый из участников круглого стола четко сформулировал вопрос, затронувший его лично. Кто для кого живет и работает - педагог для ребенка или наоборот? Может ли учитель в обществе, где уровень знаний и компетенций стал ощутимо ниже, позволить себе быть дилетантом в каких-то областях? Как работать с детской одаренностью и каким способом она выявляется? Можно ли сделать так, чтобы ребенок просыпался утром и говорил, что хочет в школу? Наконец, как убедить среднестатистического педагога в том, что любой ребенок - это личность, изначально наделенная талантами и способностями? И какова роль учителя в самоощущении ученика и его становлении, вхождении во взрослую жизнь?
Школа - зеркало общества. В советском образовательном учреждении воспитание шло через самоограничение ребенка, и этот способ, по мнению более старших спикеров, неплох, но зачастую больше не приемлем сегодня. Участники дискуссии не идеализировали действительность и признавали, что даже в лучшей школе - платной гимназии, специализированном лицее - существуют несправедливость, невнимание, предвзятость, недостаток образованности. Но подобные явления происходят и в обычной жизни, так не должна ли система подготовить ребенка к тому, с чем он неизбежно столкнется, повзрослев? Подавляющее большинство зрителей и приглашенных специалистов получали в детстве незаслуженные оценки, но помогло ли получение негативного опыта овладеть механизмом самозащиты, который мог бы успешно применяться позднее?
Да и нужна ли вообще система отметок, не калечит ли она детскую психику, вызывая нервозность и рождая комплексы? По общему мнению, она необходима, хотя бы потому что позволяет ответить на вопрос, как ученик продвигается по школьной программе в сравнении с самим же собой. Но часто оценки становятся средством манипуляции, ведь ребенок не может отказаться учиться: процесс постижения знаний обязателен и проводится декларативно со стороны государства, а родителям кажется, что дневник исчерпывающе объяснит, что происходит с их чадом. При этом рамтовский спектакль подчеркивает, что понимание гораздо важнее пятерки, но сказать: «Я понял, я знаю» не всегда могут даже отличники.
Остро стоит и вопрос профессиональной пригодности педагога. В школе к каждому ученику нужно подобрать ключ, а учитель не успевает «заглянуть в глаза» даже половине учащихся в классе, он устает и срывается. Загружены и дети, не могущие «переварить» множество заданий, тестов, мероприятий. Тогда на первый план выходят личностные качества и талант преподавателя: он должен быть своего рода артистом, влюбленным в свой предмет, ведь только так можно увлечь ребенка, привить ему интерес к учебе. Как говорится в спектакле «Я хочу в школу», учиться должно быть не сложно, а интересно.
Как бы то ни было, но сегодня конкурс в пед­ин­сти­ту­тах все выше, а внимания со стороны государства все больше. Педагог - профессия не самая трудная, а самая интересная: она дарит радость от успехов своих учеников, а значит, и собственных профессиональных талантов. Однако не все учителя обладают внутренней этикой, диктующей незыблемые нравственные и психологические правила в общении с детьми. Открытое честное и доброжелательное противоборство преподавателя и учащегося способствует становлению личности, а именно на это и должна работать система образования. Нужно только четко понимать, что одарены все, а вот способы раскрытия этих способностей для каждого свои. Школа не клетка с тиграми, где в роли последних выступают дети.
У всех нас в школьные годы бывали педагоги-злыдни. Но ведь были и такие замечательные учителя, как герой Максима Керина Впалыч! Но удобны ли уникальные преподаватели среднестатистическим учебным заведениям? Этот вопрос в ходе беседы однозначного ответа не получил. Однако режиссер Александр Баркар убежден: если ты научился говорить с тремя людьми, то сможешь и с тремя тысячами. Готовность к диалогу - вот что необходимо сегодня в школе.
Тогда и не придется думать, как ребенку защититься от системы, в которой кто сильнее, тот и прав. Благодаря спектаклю РАМТа учителя, ученики и их родители видят, что школа бывает разной: такой, где ребенка унижают и заставляют зубрить без понимания, и совершенно другой - с доверием к детям, с интересом к учебе, с нестандартными индивидуальными подходами. Просмотр постановки «Я хочу в школу» поможет юным зрителям выбрать свою позицию. Возможно, став взрослыми, они переработают полученный опыт и создадут новую - идеальную - образовательную систему.

Только на сайте «УГ»!

Рецензия Анны Николаевой на спектакль Александра Баркара «Я хочу в школу»: ug.ru/guest/429.