Городские фестивали «НЦ» проходят каждый год во время весенних школьных каникул в более чем 20 регионах России и пользуются неизменной популярностью у тысяч школьников. Алгоритм проведения такого фестиваля хорошо отработан и многократно опробован на практике. В его основе - комплексная политико-экономическая игра, в которой участвуют команды школ, развивающих ученическое самоуправление.

Каждая команда - это сводное правительство, представляющее на фестивале школьное игровое государство.

Возможно и индивидуальное участие в фестивале. Любой школьник вправе по своей инициативе при соблюдении необходимых условий, подав предварительно заявку, стать наблюдателем или активным участником фестиваля, выступить с докладом на конференции, защитить социальный проект на конкурсе, участвовать в других мероприятиях.

На фестивале в ходе пятидневной игры школьники выбирают межшкольный парламент. В минувшем году в ряде регионов России прошел эксперимент, в результате которого рамки фестиваля значительно расширились. Если он раньше проводился на одной площадке, то теперь в него вовлечены сразу несколько школ города, в каждой из которых проходят свои конкурсы, олимпиады и другие мероприятия. Благодаря этой модели в фестивальную жизнь вовлечено больше школ и учащихся. У ребят появилось больше возможностей участвовать в фестивале, проявить себя в самых разных областях знаний и творчества. Фестиваль проводится по принципу сетевого взаимодействия участников (аналог организации профильного обучения в российских школах). Основой делового взаимодействия участников становится сеть площадок, на которых проводятся фестивальные мероприятия, запланированные образовательными учреждениями, детскими общественными организациями и т.д.

В экономической части игры правительство каждого школьного государства может разработать и принять специальную программу действий в условиях угрозы военного нападения с учетом имеющегося экономического и оборонного потенциала, а также концепцию государственных мер противодействия террору, создать специальный фонд для борьбы с терроризмом. В политической части игры «Выборы международной ассамблеи» возможны разработка и подписание делегациями школьных государств международного соглашения о совместных усилиях по устранению угрозы терроризма.

В области международных отношений возможно создание международной общественной организации (комитета, комиссии и т.д.) по вопросам мирного решения международных проблем, а также проведение международной конференции «Мир без войны и террора», в ходе которой с докладами, сообщениями, предложениями мирных инициатив будут выступать министры иностранных дел, вице-премьеры и другие представители школьных государств.

В правовой части игры предлагается разработать пакет законов против угрозы террора с учетом национальных традиций и особенностей каждой страны. Школьные государства вправе выйти с предложениями разработать и подписать всеми членами международной ассамблеи международной конвенции по образцу «Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций», утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.

Участникам игры предлагается также разработать проект Положения о международном трибунале, в компетенцию которого могли бы входить военные преступления и преступления против человечности.

Спортивно-прикладная часть игры в большей мере может носить военно-прикладной характер, проводиться в виде военно-спортивной эстафеты с использованием, где это возможно, полигонов, учебно-материальной базы воинских частей, военных училищ.

Интересным элементом на фестивале является социальное проектирование. В этом году каждая школьная команда разрабатыает социальный проект «Мы достойны великого подвига нашего народа». Его основная задача - реальная социальная деятельность после фестиваля в апреле и мае нынешнего года. Возможна также разработка специальных программ мероприятий, которые будут проводиться с приглашением ветеранов войны и труда, военнослужащих, представителей средств массовой информации.

Кроме игры на центральной площадке будут созданы другие тематические фестивальные площадки в школах. Например, в одной из школ будет проводиться финал городского конкурса «Я - гражданин России» (социальные проекты гражданской тематики). Финалисты этого конкурса могут принять участие в пятой Всероссийской акции «Я - гражданин России», которая пройдет в июле 2005 г. Во второй школе можно провести городской конкурс школьных СМИ «Поклонимся великим тем годам...», на который принимаются материалы об истории Великой Отечественной войны, роли в ней конкретного города, предприятия, отдельного фронтовика. Третья школа может стать площадкой городского конкурса детского рисунка (живописи, графики) «Песни военных лет в рисунках». Четвертая - городских соревнований по военно-прикладным видам спорта (ориентирование, стрельба и другим). На базе еще одной школы или учреждения дополнительного образования можно провести городской конкурс (смотр, олимпиаду, викторину, «Школу лидера» и т.д.) по выбору и согласованию с городским штабом фестиваля.

Подчеркнем, что программа фестивалей

РАН/С разработана с учетом принятого Федеральным агентством по образованию Положения о Всероссийском фестивале детского и молодежного художественного творчества «Салют, Победа!», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его цель - пропаганда средствами искусства героической истории и славы Отечества, воспитание уважения к памяти его защитников. Среди задач - активное участие детских и молодежных творческих коллективов России в праздновании памятных дат Великой Отечественной войны; повышение роли детского и молодежного художественного творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения; широкое ознакомление детей и молодежи с произведениями различных видов искусств; выявление новых творческих коллективов, юных дарований; обобщение опыта работы лучших детских и юношеских творческих коллективов России.

В рамках Всероссийского фестиваля «Салют, Победа!» проводятся всероссийские конкурсы творческих работ учащихся «Колокола памяти», хоров учреждений дополнительного образования детей, детского изобразительного искусства «Песни военных лет в рисунках», а также IX Всероссийский фотофестиваль «Юность России-2005. Наследники Великой Победы», Всероссийский открытый фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран», Всероссийский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Поклонимся великим тем годам», Всероссийский детский творческий конкурс «Юный патриот России» V Всероссийского фестиваля детского и юношеского литературного творчества «Дети и книги» и IV Всероссийский фестиваль детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!».

Многие составляющие программы РАН/С дополняют мероприятия, предложенные Федеральным агентством. Авторы разработки - доктор педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, главный научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО А.С. Прутченков и кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, член координационного совета Минобрнауки РФ по введению профильного обучения Т.Г. Новикова.

Материалы подготовил Андрей ЕМЕЛИН, председатель комиссии РАН/С по информации

и издательской деятельности