Проектная сессия для педагогов, заседание Клуба директоров, площадка, посвященная ТРИЗ-технологии, семинар для руководителей образовательных организаций, лекция столичного математика Николая Андреева, а также встречи и обсуждение острых проблем реализации математического и физико-технического образования - все это уместилось в один день съезда.
- Конечно, знаковое и итоговое событие 2017 года, успех которого мы планируем закрепить и продолжить в 2018 году, - говорит Наталья Кармазина, директор Центра развития образования Петрозаводска. - К технократам - физикам, математикам, информатикам - уже просятся биологи и историки. Так что идеей нового интеграционного образования, уверена, будут охвачены все петрозаводские учителя, которым интересно расти и развиваться.
Наталья Владимировна подчеркнула, что особое внимание организаторы уделили Директорскому клубу, который был создан почти год назад. Его участниками стали практически все руководители школ города. Представители директорского сообщества поделились с «Учительской газетой» своими впечатлениями.
- Тема, заявленная на «Съезде технократов», значительно шире, нежели решение проблем, связанных с реализацией Концепции развития математического образования, - считает один из организаторов мероприятия Елена Герчина, консультант Комитета социального развития администрации Петрозаводска. - В пленарном докладе основной акцент делался не на достижении положительной динамики непосредственно в рамках государственной итоговой аттестации. Главное внимание уделялось популяризации математического и физико-технического образования, повышению мотивации ребят к обучению. А это уже целый комплекс мероприятий, реализацией которого необходимо управлять. Понимая важность слаженной работы всего педагогического коллектива в ограниченных условиях, мы подготовили модульный семинар для директоров школ, включающий в себя блоки, связанные с интеграционными изменениями в системе управления, и ориентацию на проектное управление. На наш взгляд, семинар оказался интересен и востребован. Директора сделали запрос на продолжение этих тем в рамках Директорского клуба. Теперь уже с точки зрения обсуждения конкретных моделей для школ. Поступили просьбы о дополнительных материалах. Надеемся, что технология «учимся друг у друга» принесет свои результаты. Ведь именно для этого и был создан Директорский клуб в Петрозаводске!
Как заметил заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А.Стеклова РАН, создатель интернет-проекта «Математические этюды» Николай Андреев, именно от преподавателей математики и физики зависит, какими вырастут наши дети, будут ли читать, интересоваться, глубоко понимать процессы, происходящие в мире. Лекция московского преподавателя стала открытием не только для учителей города, но и для студентов, родителей и даже журналистов. Лектор сумел доказать, что математика - царица наук.
«Объясняйте, показывайте, заинтересовывайте, придумывайте что-то новое», - сказал Николай Андреев, обращаясь к учителям и студентам, проведя блестящую лекцию «Популяризация математики в России: традиции и современность» в ПетрГУ.
- Лекция открыла много нового! - поделилась своими впечатлениями Ирина Бойцева, преподаватель математики петрозаводской школы №46. - Для себя я решила, что, как только появится время, обязательно посмотрю с сыном фильм «Математик и черт». Сын увлечен игрой на гитаре, предложу ему исследовать математические процессы в музыке.
- Объемная программа. Настоящий нон-стоп. Конечно, много информации, в том числе интересной, но у меня вопрос: насколько все это можно усвоить, понять, проанализировать? - делится Анжелика Гуденко, директор лицея №1 в Петрозаводске. - Хотелось бы более взвешенного отношения и понимания, чего конкретно от нас, директоров, ждут. Мне важно понимать, что я буду предлагать не только коллегам, но и детям - за них все мы отвечаем... Еще мне не хватило обсуждения так называемой рефлексии. Многие выступления были полемичными, а времени на то, чтобы это обсудить с коллегами, выразить свое отношение, предусмотрено не было. От нашего лицея на съезде работала целая команда на разных площадках, поэтому уверена, что следующий этап - это совместное обсуждение увиденного, чтобы сложилась целостная картинка. Замечательно, что в программу были включены администраторы всех уровней, педагоги, ученики. Тем более это важно, математика в школьной программе - это ключ к познанию мира. Учебный предмет способствует формированию логической культуры, развитию навыков рационального мышления... Сегодня математические методы познания проникают во все сферы человеческой деятельности. Следовательно, математика и математическое образование необходимы для подготовки к будущей профессии. В нашем лицее математическое образование - это ядро, которое дает школьникам инструмент для успешного освоения других предметов. В лицее реализуются программы разного уровня по математике. Особенно важно и то, чем мы можем поделиться, - персонифицированный мониторинг, который позволяет создать практически индивидуальную траекторию для каждого обучающегося, при этом лицей остается массовой школой. Идея создания этого мониторинга, кстати, родилась у нас на кафедре математики. (Подробнее о мониторинге в лицее №1 Петрозаводска можно прочитать в «УГ» №44 от 31 октября 2017 года.)
- Мне очень понравилась встреча с приглашенными гостями, заявленной темой и предложениями в обсуждениях, - говорит Светлана Бачой, директор школы №33 Петрозаводска, председатель Карельского отделения РДШ. - Это так здорово, когда человек нужен и может применить свой опыт, у многих из участников появилась такая возможность. Надо обязательно придумать, как всех детей «заразить» математикой. К нам обещали приехать специалисты фонда «Траектория» с лагерем по астрономии. Мечты сбываются! У нас за городом прекрасные места для созерцания небесной звездной сферы, клуб любителей астрономии тоже есть. Так что теперь мы готовимся проводить звездные уроки!
- Семинар «Развитие мышления детей средствами общей теории сильного мышления (ОТСМ) - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) - развитие творческого воображения (РТВ) технологий» провели для педагогов начальной школы сотрудники детсада №45 «Березка», - рассказала о работе одной из площадок Алла Нестеренко, к. п. н., ТРИЗ-специалист, педагог ресурсного центра развития допобразования «Ровесник». - Заведующая Оксана Скворцова пояснила собравшимся, почему сад выбрал для своей инновационной деятельности эти технологии, что они дают воспитателям, детям и родителям, как выросла «Березка» в педагогическую площадку большого объединения педагогов-дошкольников «Волга-ТРИЗ». Руководители сада сами хорошо владеют технологией. Оксана Скворцова в 90‑е годы прошла обучение, результативно применяла ТРИЗ-технологии, работая учителем начальных классов. Методист Елена Курочкина ознакомила участников семинара с основными мыслительными моделями, разработанными в ОТСМ-ТРИЗ-технологии. С их помощью задают вопросы, описывают объекты окружающего мира по различным признакам (в арсенале дошкольников их 23), ставят и решают изобретательские задачи, оценивают и улучшают свои решения. И загадочные слова «изобретательское мышление» становятся понятными и привлекательными. Работу с мыслительными моделями, их приложение к организации проектной деятельности наглядно показала педагог-психолог заслуженный учитель России Инна Крохина. Участники семинара посмотрели видеозаписи презентаций детских проектов, убедились в том, что проектная деятельность, организованная с помощью ТРИЗ-инструментов, - мощный стимул для развития детей разного уровня - от коррекционных до одаренных. Участники семинара оценили представленные им результаты работы и поинтересовались, как адаптируются выпускники сада к обычной школе. По словам Инны Крохиной, дети и в школе используют освоенные в саду инструменты, но этого, конечно, мало, тем более что ОТСМ-ТРИЗ-технологии для школы разработаны. Детсад №45 «Березка» - это уникальная площадка, где наиболее системно, качественно и продуктивно используются ТРИЗ-технологии. Они получают впечатляющие результаты, их знают и уважают в сообществе дошкольных ТРИЗ-педагогов России. К сожалению, в городе нет школы, в том числе начальной, где бы осуществлялась преемственность этих подходов к образованию.
Несколько разных откликов показывают, насколько много мыслей, посылов и смыслов принес съезд, работа которого продолжится в разных направлениях и на разных площадках города. Встречи физиков и лириков, общение в группах по интересам - педагогов и студентов, поиск совместных решений и общение. Все это может объединить педагогическое сообщество города и подарить ему особую среду, связанную с развитием математического и физико-технического образования.
- Мы занимаемся математикой, но нередко дети спрашивают нас, когда же начнется само занятие, - рассказывает математик, эксперт по игровому обучению, руководитель проекта «Детский университет» - партнера европейской сети EUCUNET, директор робототехнического клуба «РобоРубик», координатор городского математического фестиваля Елена Осолоткина. - На этот раз мы представили двадцать веселых станций лучших образовательных практик игрового обучения, которое радует процессом детей, а их родителей - учебными результатами по математике. Интересно было всем!
Три с небольшим часа, отведенных на математику, пролетели для детей с невероятной скоростью, оказывается, математика для малышей бывает и такой - неформальной, интересной, игровой.

Цифры

    45 лет - средний возраст учителей математики, физики и информатики в школах Петрозаводска.
    Средний балл ЕГЭ по профильной математике в 2017 году - 48,6 против 53,3 в 2016 году.
    В 2017 году высокие баллы (от 81 до 100) по математике набрали 24 человека, а в 2016 году - 44 человека.

Кстати

В школе №9 имени Исаака Фрадкова прошел математический фестиваль «Дети играют!» для ребят 6‑12 лет. В Петрозаводске подобное мероприятие прошло впервые, и организаторы не исключают, что уже через несколько месяцев повторят нечто подобное.


Петрозаводск