Однако эти и многие другие вопросы были детально рассмотрены в цикле наших публикаций в «УГ», начиная с материала «Первый ход, или Шахматы - детям» в №46 за 2004 г. и заканчивая «Инициатива наказуема? Шахматное образование стартовало в России, а процветает за рубежом» в №29 за 2009 г. Но поскольку вопрос шахматного образования в 2017 г. вновь включен в повестку дня, то проясним его важнейшие нюансы.
В 1993 г. по предложению Министерства образования РФ автор этих строк в рамках проекта «Шахматы детям» начал разрабатывать научные основы курса шахмат для начальной школы, концепцию курса, шахматно-задачную технологию преподавания шахмат и учебно-методические комплекты (УМК). Проект был успешно завершен, и курс «Шахматы - школе» стал одним из трех первых факультативов начальной школы (вместе с курсами «Введение в народоведение» и «Твоя вселенная»), который с 1994 г. был включен в сетку уроков как предмет по выбору учащихся. До сих пор этот курс прекрасно себя чувствует, поскольку разработан на научной платформе. Он постоянно совершенствуется и базируется на культурно-исторической теории формирования высших психических функций (Л.С.Выготский), реализуя системно-деятельностный подход, теориях поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), культурологической теории содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), работах об этапах развития способности действовать «в уме» (Я.А.Пономарев) и исследованиях в области психологии, нейропсихологии и нейрофизиологии (Ю.И.Александров, Ш.А.Амонашвили, П.К.Анохин, Дж.Брунер, Г.Гарднер, Р.Нисбетт, А.Пайвио, Ж.Пиаже, Дж.Равен).
Ключевым вопросом является «зачем?». Если не выявить значимую цель курса, то написание УМК превратится в бессмыслицу. Направление поиска определил в 1980‑е гг. академик Б.С.Гершунский: на уровне целеполагания выявить то ценное, чем могут быть полезны шахматы, и исходя из этого разработать научно обоснованный курс. При таком подходе шахматы рассматриваются как инструмент развития, а процесс обучения шахматным основам выступает как средство для достижения цели. Академик назвал этот подход «шахматы - школе», подчеркивая, что главным является определение того, чем могут быть полезны школе шахматы. Этот подход был нами реализован в курсе «Шахматы - школе», который полностью соответствует новому ФГОС, способствуя решению поставленных им задач на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Для того чтобы курс был признан и принят школой, он должен подарить ей нечто такое, что не могут системно и структурированно дать основные предметы школьной программы, то есть он должен иметь значимую фундаментальную цель. В курсе «Шахматы - школе» ею является поэтапное развитие у детей способности действовать «в уме» (ранее - внутренний план действий). Указанная способность - одна из универсальных характеристик человеческого сознания (выявленная Я.А.Пономаревым), один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности индивида оперировать во внутреннем плане с заместителями реальных предметов, не совершая с ними развернутых операций в пространстве. Подтверждено, что курс «Шахматы - школе» позволяет реализовать эту цель. Работа над ним продолжалась 25 лет. Курс представляет собой завершенную линию УМК и давно уже полностью обеспечен общеобразовательными программами, учебниками для учащихся, пособиями для учителя, задачниками, рабочими тетрадями и тетрадями для проверочных работ.
Следующий аспект: кто будет преподавать? В ХХ в. шахматы в школе во всем мире обычно преподавали шахматисты-разрядники. К примеру, в середине 1990‑х гг. в соответствии с данными проекта обязательного обучения шахматам, проводимого в провинции Санта Фе (Аргентина), из 150 лиц, обучавших детей шахматам, лишь пятеро были профессиональными учителями. В результате после обучения 18 тыс. школьников выяснилось, что лишь 27% хотят изучать шахматы. Потому что на вопрос «кто?» был дан неверный ответ. По этой причине курс «Шахматы - школе» изначально ориентирован на учителей начальных классов, и все составляющие курса написаны так, что его легко осваивают и учителя, не знающие правил шахматной игры, и их ученики. Для этого нами были разработаны основы новой здоровьесберегающей педагогической технологии - технологии развития способности действовать «в уме» с использованием шахматного материала, или шахматно-задачной технологии, которая обеспечивает почти 100%-ную положительную мотивацию у учащихся начальных классов, и урок шахмат становится и у мальчиков, и у девочек одним из самых любимых.
Курс «Шахматы - школе» предельно практико-ориентирован. В нем учтено, что во многих странах постепенно уходят от предметного обучения в начальной школе к надпредметным учебным дисциплинам (от фрагментарности линейного аналитического мышления - к целостности и диалектике холизма). Поэтому курс пронизан межпредметными связями со многими учебными дисциплинами, образуя единую, целостную систему - волшебный квадрат «математика, логика, чтение, язык», в сердцевине которого находятся шахматы. Во всех составляющих курса присутствует большое количество шахматно-литературных, шахматно-арифметических, шахматно-геометрических, шахматно-логических и шахматно-языковых задач и головоломок различных жанров. Кроме этого, курс обеспечен большим количеством обучающих шахматных сказок, загадок, презентаций, кроссвордов, чайнвордов, викторин, тестов, судоку, буквенных затей.
В соответствии с концепцией курса и шахматно-задачной технологией каждый урок - это одновременно урок-сказка (применение сказочного материала), урок-театр (использование элементов театрализации), урок-игра (Я.Коменский призывал дарить знания, шутя и играя), урок-смех, урок-тайна (создание атмосферы тайны, секретов), урок-удивление (без удивления нет обучения), погружение в решение забавных и занимательных заданий, урок без неуспевающих, урок-сотворчество, урок-здоровьесбережение, которое достигается тем, что в курсе отсутствуют неуспевающие и проигравшие.
Апробация и шлифовка курса продолжаются уже четверть века, и еще не выявлено ни одного его недостатка. В курсе «Шахматы - школе» наука и практика идут рука об руку, поэтому многочисленные обучающие семинары и курсы повышения квалификации, проведенные нами и нашими учениками-последователями, проходят с неизменным успехом, и педагоги признаются, что это были одни из лучших курсов в их жизни. Подтверждением являются курсы, которые прошли в Москве и в Республике Калмыкия начиная с 1995 г., в Республике Саха - с 2000 г., в Республике Татарстан (в Нижнекамском муниципальном районе) и в Челябинской области (в Саткинском муниципальном районе) - с 2003 г., в Томской области - с 2007 г., в Ханты-Мансийском автономном округе - с 2009 г., в Курганской области - с 2010 г., в Ямало-Ненецком автономном округе и в Пензенской области - с 2011 г., в Республике Тыва, Калужской, Самарской и Кемеровской областях - с 2013 г., в Забайкальском крае (в Могойтуйском муниципальном районе) - с 2014 г., в Свердловской области - с 2015 г., в Ярославской области - с 2017 г.
В результате сегодня именно Россия является мировым лидером и в теоретико-методологических аспектах шахматного образования, и в практической реализации достижений отечественной науки, что и подтверждают результаты международных научно-практических конференций. Так, в резолюции международной конференции «Шахматное образование - важный ресурс мировой системы образования» (Ханты-Мансийск, 2013 г.) читаем: «В связи с бурным развитием шахматного образования остро встал вопрос о первенстве тех или иных регионов мира в вопросе включения шахмат в программу начальной школы. Поэтому участники конференции отмечают: 1) Россия - первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы - в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ); 2) Россия - первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, - в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ)».
И терять это лидерство Россия не имеет права.

​Игорь СУХИН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования