Лицейское образование традиционно связывается с высоким уровнем академизма. Но не меньшее значение в образовании в лицеях имеет практика, включение в реальные социокультурные процессы. Вопрос о содержании школьного образования, соотношении в нем «академического» и «практического» является актуальным. И это совсем не вопрос о практической подготовленности выпускников школ к трудовой деятельности, их способности к жизни в обществе, о чем постоянно рассуждают СМИ. Он задает характер картины мира молодого человека, определяет его систему взаимоотношений с этим миром, образ действий и место в нем; задает направление и характер развития личности. Либо это системное мировоззрение, где каждое явление окружающего мира находит свою полочку; либо мозаичная совокупность отобранных по специальным критериям сведений, которые формируют представления об окружающем и предполагают возможность манипулирования людьми с помощью специально заложенных в программы механизмов. А.Моль о таком характере образования пишет так: «Знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования».
Системное мировоззрение, культуру личности ребенка невозможно вырастить только в рамках классно-урочной системы. Здесь необходимо использование самых разнообразных форм дополнительного образования, то есть форм, которые выбирает учащийся в соответствии со своими способностями, склонностями, возможностями и жизненными притязаниями. Именно широкое развитие таких форм характерно для лицейского образования. Очень важен и исторический аспект: учащиеся и учителя чувствуют за спиной многовековую традицию лицейского образования; оказываются сопричастными Царскосельскому лицею, взрастившему великого А.С.Пушкина. А значит - приобщаются к ценностям национальной культуры, традициям литературного русского языка; становятся настоящими гражданами своего Отечества.
Вот письмо, написанное на французском языке, Александр Сергеевич Пушкин адресовал выдающемуся русскому мыслителю Петру Яковлевичу Чаадаеву, чей критический взгляд на историю России оказал огромное влияние на отечественную мысль: «Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена».
Далее поэт пишет о Петре Великом, Екатерине II, Александре I, перечисляя их заслуги в преображении и европеизации России, заканчивая известными словами: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал».
К 200-летию открытия первого лицея в России московское сообщество лицейского образования провело конференцию, посвященную этой дате, ниже приводим выдержку из концепции этой конференции.
«Появление лицеев в начале XIX века в России неразрывно связано с общеисторическими контекстами и культурными ориентирами эпохи Классицизма и Просвещения. Обращение к античным классическим началам в идее открытия лицея заложено в самом понятии «лицей», зародившемся в Древней Греции («Ликей» или «Ликейон» - древнегреческая школа вблизи Афин возле храма Аполлона Ликейского, основанная Аристотелем в 335 году до н. э. и просуществовавшая около 800 лет). Новое обращение к античному термину «Ликейон» произошло во Франции в конце XVIII века, в эпоху Просвещения как обозначение нового типа высших общественных школ: в 1781 году в Париже открылся Ликейон - первый университет «для светских людей».
Распоряжение об основании первого лицея в России было дано императором Александром I в 1810 году благодаря усилиям по развитию отечественного образования М.М.Сперанского. Событие 19 октября 1811 года навсегда вошло в историю и культуру России и отечественного образования как знаковый день, с которого начинается история лицеев. Базовые принципы и идеи лицейского образования во многом оформились в первые годы существования Императорского Царскосельского лицея. Среди них можно выделить следующие: гуманность, нравственность, творчество, свобода мысли, дух независимости, уважение к собственному достоинству, культ дружбы, лицейское братство, уважение к личности, сообразность возрасту, осознанность слов и ясность идей, оценка без отметки, элитарность, равноправие, патриотизм, образование как образ жизни, преподавание как педагогическая лаборатория, разносторонность развития, неразрывность образования и воспитания, традиции и новации, наставничество, школа как дом родной.
Возрождение лицейского образования в России произошло в конце ХХ века в ситуации социального слома эпох, демократизации, возрождения романтических идей и фактической вседозволенности. В отличие от времени основания первого лицея идея возрождения лицеев шла не «сверху», а «снизу». Передовая общественность в лице конкретных педагогов, творческих людей обратилась к исторической памяти о прогрессивных ценностях образования прошлого и взяла идею лицея как особую метафору. Лучшие новые российские лицеи в конце ХХ века появились как авторские школы на новых основаниях (зачастую «от противного») - отталкиваясь от негатива массовой, усредняющей школы. Понятие «лицей» стало метафорой и смысловым ориентиром. Для реализации содержания лицейского образования во многих общеобразовательных школах создавались лицейские классы».
Поскольку лицейское образование рассчитано на учащихся, рассматривающих образование как главное средство собственного развития на возрастном этапе отрочества и юности, у них достаточно высокие образовательные потребности, нередко выходящие далеко за рамки ФГОС общего образования. Именно так определяет Закон «Об образовании в РФ» цели дополнительного образования - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. Творческая атмосфера и включенность всех учащихся и педагогов в реализацию образовательных инициатив, как подтверждают все социально-психологические исследования научных и образовательных коллективов, создаются тогда, когда существует ценностно-смысловая общность учреждения.
Отличительная черта нашей школы №1525, реализующей лучшие традиции лицейского образования, - создание творческой среды на основе привлечения совместителей из числа преподавателей вузов, поездок по культурным объектам, включение детей в жизнь профессиональных сообществ, организация эффективного взаимодействия с вузами и НИИ в области пилотных направлений, зафиксированных в Перечне технологических платформ, Национальной технологической инициативе. И здесь есть очевидные достижения наших учащихся. Так, наша команда стала победителем грантового конкурса в научно-технической сфере «Люди будущего» в рамках программы «Лифт в будущее» для школ и учреждений дополнительного образования школьников, разработав проект «Инженерный аэрокосмический практикум». География конкурса охватывала половину российских регионов, всего по итогам конкурса организаторы определили 40 лучших работ, и наша стала первой в этом почетном списке.
Данная программа в нашей образовательной организации реализуется впервые. Следует отметить, что в лицее уже двадцать пять лет действует программа профильного обучения физико-математической и информационно-технологической направленности, которая дает углубленную теоретическую подготовку по математике, физике, информатике.
Программа построена по модульному принципу (три модуля). В соответствии с планом к настоящему времени отработано три модуля: «Ракетостроение», «Исполнительные системы», «Электропитание спутника». Результатом этой работы стали модели, изготовленные обучающимися в соответствии с содержанием модуля.
1. Организовать занятия для учащихся
Занятия проходили еженедельно по два академических часа. Для отработки некоторых тем класс разделяли на группы по 12 человек.
Было проведено 25 аудиторных занятий (50 часов). Каждое занятие включало обязательную практическую часть и дополнительную теоретическую подготовку (для развития межпредметных связей). Сводная ведомость посещения учащимися занятий прилагается (см. «Прочая информация»).
Кроме аудиторных занятий были использованы и другие формы организации образовательного процесса:
- проведены экскурсии образовательного и профориентационного характера;
- лицеисты участвовали в школьном этапе и присутствовали на защите проектов межрайонного этапа московского конкурса проектов;
- принимали участие в инженерных соревнованиях Московского Политеха;
- представили отчеты на заключительном занятии практикума.
2. Оснащение практикума, закупка оборудования для лаборатории
В лицее имеется изначально оборудованная мастерская для проведения уроков технологии, компьютерные классы, которые использовались для проведения занятий модульного практикума.
Ребят очень увлекла такая инженерная работа в области аэрокосмического образования.
Об этом первом опыте на нашем сайте есть новость «Первый в истории лицея запуск моделей ракет»: «27 декабря 2016 года в лицее №1525 «Красносельский» состоялся испытательный запуск моделей космической ракеты, сконструированных обучающимися лицея на занятиях кружка «Инженерный практикум». Испытания прошли успешно».
В процессе реализации проекта в связи с проведением конкурентной процедуры возникла проблема переноса сроков поставки необходимого оборудования. Было принято решение поводить часть занятий в оборудованной лаборатории Московского Политеха.
Инновационный характер программы сделал необходимым привлечение внештатных специалистов в области организации инженерных проектов. Поэтому программа внедрялась при непосредственном участии преподавателей Московского Политехнического университета. Было заключено три гражданско-правовых договора с ведущими инженерного практикума (руководство программой обучения по специальным инженерным дисциплинам, реализация образовательных модулей):
Но в настоящей статье хотелось бы особо остановиться на гуманитарных направлениях образования, определенных ФГОС общего образования. В последнее время инженерному образованию и дисциплинам естественно-научного цикла уделяется большое внимание. Это оправданно в контексте задач преодоления технологического отставания России в современном мире. При этом не всегда вспоминают о должной гуманитарной подготовке школьников, формировании ценностного ядра, которое определяет их поступки. А именно от этого зависит, как будет использовать свое хорошее техническое образование выпускник - разрабатывать новые технологические платформы в нашей стране или создавать компьютерные вирусы или работать в ВПК других стран. Иногда родители (директора ведущих строительных, инженерных и энергетических фирм и компаний) говорят о том, что на собеседовании с претендентами на вакантные места по речи и манерам поведения они определяют, насколько профессионально грамотен и может быть полезен тот или иной соискатель вакансии.
В нашей школе именно этому направлению уделяется повышенное внимание, причем далеко не только на гуманитарном профильном направлении, но также и на других - биолого-химическом, социально-экономическом, физико-математическом и информационно-технологическом. Развитие речевой культуры, правовое и языковое образование являются стержневым фактором развития коммуникативных учебных действий - ключевого фактора будущей социальной и профессиональной успешности наших выпускников. И для этого в школе реализуется целый ряд дополнительных общеобразовательных программ, конференций и конкурсов. При этом придается большое значение и участию учащихся во внешних конкурсных мероприятиях.
Так, наша команда прошла отборочный конкурс и заняла второе место в многоуровневой интерактивной правовой игре «Правовые волонтеры», в которой приняли участие команды - победители второго уровня из Москвы, Московской области, Республики Карелия, Тамбовской области, Владимирской области и других регионов России. Это важный проект в социализации молодежи и ее вовлеченности в гражданское общество. В этом году этот конкурс продолжит свою работу. 23 ноября 2017 года в городе Москве при поддержке Уполномоченного по правам человека в России состоится первый уровень четвертого сезона Многоуровневой интерактивной правовой игры (МИПИ) «Правовые волонтеры».
Наша команда «ЛиС» («Люби и стремись») продолжит свое участие с надеждой на победу.

Елена ТРЕГУБОВА,
директор школы №1525, заслуженный учитель РФ,
Александр ЛЕОНТОВИЧ,
председатель управляющего совета, кандидат психологических наук