В прошлом году мы вдохновились идеями VII Межрегионального межведомственного образовательного форума «Наука искусства и искусство науки» и решили создать интегрированную программу, в которой были бы объединены программы фольклорного и изобразительного направлений. Участниками эксперимента стали фольклорный ансамбль «Веретенце» и студия изобразительного творчества «Мир искусства».
Коллектив «Веретенце», один из самых известных детских фольклорных ансамблей России, в прошлом году отметил свое 35-летие. Его участники обучаются народному пению, танцам, игре на народных музыкальных инструментах, а также выезжают в этнографические экспедиции для сбора фольклорного материала. Коллективу «Мир искусства» более 20 лет. Это студия, в которой дети занимаются различными видами изобразительного и декоративно-прикладного творчества, изучают историю русской и мировой культуры и искусства.
В фольклорном коллективе «Веретенце» обучают игре на традиционных музыкальных инструментах и изучают историю костюма. Предметы обучения в студии «Мир искусства» - это изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, история культуры и искусства, дизайн, мода и текстиль.
Общая программа для этих двух коллективов появилась не сразу. В ходе форума 2016 г. нас привлекла идея применения новых технологий и материалов в образовательных программах. Поэтому каждый коллектив - «Веретенце» и «Мир искусства» - начал самостоятельно искать возможности реализации этой идеи. Руководители коллективов делились друг с другом результатами своих творческих поисков и в итоге решили в рамках отдельного проекта интегрировать свои программы по фольклору и декоративно-прикладному творчеству. Так родился проект (краткосрочная программа) под названием «Этномодерн. Этнография, музыка и дизайн».
Ансамбль «Веретенце» предложил тему для проекта - «Традиции Курской области из прошлого в настоящее и будущее». Участники ансамбля неоднократно выезжали в Курскую область в составе этнографических экспедиций, а на концертах коллектив представляет песни, танцы, обряды и народные костюмы этого региона.
Технологической основой для совместной деятельности детей двух коллективов в рамках проекта «Этномодерн...» стала новая техника декоративно-прикладного творчества, которая раньше не использовалась творческими студиями нашего учреждения, - это работа с полимерной глиной.
Цель проекта «Этномодерн...» - создать условия для развития креативного мышления ребенка через вовлечение его в различные виды деятельности.
В ходе реализации программы решаются следующие развивающие задачи:
- создание условий для стимулирования активных познавательных процессов обучающихся;
- предоставление ребенку возможности заниматься несколькими видами творческой деятельности в рамках одной интегративной программы;
- знакомство с основными методами научного исследования;
- обучение методам анализа творческого продукта;
- обучение технике работы с полимерной глиной.
На совместных занятиях с ансамблем «Веретенце» воспитанники коллектива «Мир искусства» изучают народный костюм жителей Курской области и затем на основе полученных знаний создают стилизованные предметы костюма и украшения из полимерной глины. Дети получают технические навыки работы с новым материалом, узнают методы стилизации декоративно-прикладных изделий и применяют их на практике. Кроме того, в ходе совместных занятий с ансамблем «Веретенце» воспитанники «Мира искусства» погружаются в атмосферу традиционных игр и песен Курской области.
Воспитанники ансамбля «Веретенце» в рамках проекта учатся изготавливать детали уже хорошо знакомого им народного костюма из нового материала - полимерной глины. Кроме того, они выступают в роли экспертов для воспитанников «Мира искусства», когда те работают над созданием стилизованных украшений и деталей костюма.
Объединяет участников проекта подготовка к общему мероприятию - концерту, на котором воспитанники двух коллективов представят публике результаты своего творческого труда: ансамбль «Веретенце» будет исполнять народные песни и музыку, а воспитанники «Мира искусства» организуют дефиле, в ходе которого продемонстрируют изготовленные ими предметы одежды и украшения, стилизованные под народный костюм Курской области.
Интересно, что в ходе подготовки к концерту участники фольклорного ансамбля так вдохновились идеей творческой стилизации, сочетания народных традиций и современных тенденций, что решили во время дефиле исполнить народную песню в джазовой обработке.
В дальнейшем круг тем для проекта «Этномодерн...» может расширяться: например, дети могут приступить к изучению народного костюма другого региона, а также освоить новые материалы и техники изготовления стилизованных украшений и деталей одежды.
Вначале педагоги и дети вместе выбирают тему проекта (исследования), ставят задачи и составляют план (маршрутную карту) реализации программы. Для каждого пункта плана определяются сроки, содержание и ответственные участники. Затем педагоги проводят для детей совместные занятия и мастер-классы, на которых воспитанники выполняют поставленные задачи в соответствии с планом реализации проекта.
Итогом работы над проектом становятся концерт и дефиле. Кроме того, результаты творческой работы детей запечатлеваются на фото и видео как во время подготовки к концерту, так и непосредственно на концерте.
Ключевые особенности программы «Этномодерн...» - это взаимодействие детских творческих коллективов разных направлений, интеграция двух программ (фольклор и изобразительное искусство), наличие сквозной образовательной и исследовательской темы (в данном случае это «Традиции Курской области из прошлого в настоящее и будущее»), соавторство детей и педагогов в реализации программы. Главным, конечно, является работа двух коллективов над общим результатом и возможность продемонстрировать его публике.
Воспитанники обоих коллективов получают возможность не только попробовать себя в разных видах деятельности, но и выйти за рамки основной программы, что способствует расширению кругозора обучающихся и повышает их мотивацию к процессу обучения как таковому. Создаются условия для увеличения численности обучающихся в каждом из коллективов. Дети получают новые возможности для развития навыков коллективной работы и творчества, расширяют круг своего общения, находят новых друзей. Кроме того, программа предполагает активное участие воспитанников в выборе темы исследования совместно с педагогами и в составлении плана работы. Важным фактором мотивации к занятиям является и то, что участники программы смогут представить публике результат своей деятельности в рамках концертного выступления и дефиле. Дети получают возможность ощутить ответственность за совместный результат.
Как продолжение реализации проекта «Этномодерн...» в нашем дворце запускается новая интегрированная программа - «Виртуальный музей». В ней соединяются художественное, этнографическое, декоративно-прикладное и техническое направления образовательной деятельности. Техническое направление представлено такими предметами, как фото, видео и компьютерные технологии.
Фольклорный коллектив «Веретенце» в экспедициях собрал большой этнографический материал, который хранится в сундуках и коробках. У коллектива есть желание продемонстрировать большой аудитории все экспонаты, которые были собраны с 1984 г.
Создание традиционного музея - это дорогостоящая работа и требует специального помещения. Поэтому у нас возникла идея создать виртуальный музей.
Значительное количество интересных экспонатов накоплено и в рамках проекта «Этномодерн...». Это созданные детьми изделия - элементы костюма и украшений. Работы имеют большую ценность для воспитанников коллективов «Веретенце» и «Мир искусства». Поэтому для нас стала актуальной задача представить в виртуальном музее и эти объекты.
В реализации проекта «Виртуальный музей» участвуют следующие детские объединения: фотостудия, студия занимательной информатики, студия изобразительного творчества, фольклорный ансамбль.
Сегодня педагоги Дворца творчества детей и молодежи «На Стопани» все активнее используют в учебном процессе современные арт-технологии, ищут новые подходы к различным областям искусства, стремятся к интеграции образовательных программ, в том числе технического и художественного направлений. Мы видим плоды этих усилий педагогов, в том числе повышение у детей мотивации к освоению сложных тем, расширение круга общения, повышение образованности и культурного уровня воспитанников.
Наше учреждение, которое уверенно плыло по течению академического и традиционного образования, сегодня с интересом включилось в эксперименты и апробацию новых проектов. Мы идем в ногу со временем, открываем новые горизонты и рады поделиться своим опытом с коллегами.

Елизавета ЧУЕВА,
методист Дворца творчества детей и молодежи «На Стопани»