Без способности видеть и понимать художественные шедевры не может быть речи ни о серьезном образовании, ни о полноценной интеллектуальной и духовной жизни. Для формирования навыков общения с искусством недостаточно только аудиторных занятий - особенно когда на них «щедро» выделен лишь один час в неделю. Рано или поздно мы приходим с детьми в музей. И, как это ни прискорбно, для многих старшеклассников, родившихся в Москве и живущих в более чем обеспеченных семьях, такое событие случается впервые. В силу преступного невнимания семьи к эстетическому развитию ребенка в старшей школе навыки пребывания в музее у многих оказываются неразвитыми. Поэтому детям в музее часто абсолютно неинтересно. Они быстро устают и теряются от обилия произведений, которые не умеют смотреть. Они не приучены думать над тем, что видят, и тратить время на изучение деталей. Музей в свою очередь может предложить им только гида, говорящего об искусстве, как правило, с самим собой. И как бы ни был этот разговор профессионален и глубок, ребенку уже через 10 минут становится скучно. Наши уроки в музее ориентированы прежде всего на интерактивный диалог и обучение детей самостоятельному общению с произведениями искусства. Ребята делятся на группы, получают задание и пускаются на определенное время в свободное плавание по конкретным музейным залам, чтобы потом, превратившись в гидов, показать учителю и друг другу то, что они увидели и узнали.
Первое занятие нового учебного года прошло в 9-м социально-экономическом классе по теме «Искусство Древнего мира». Три группы детей должны были ознакомиться с тремя залами - древнеегипетским, позднеегипетским (со знаменитыми фаюмскими портретами) и залом античных подлинников. Задание заключалось в том, чтобы выбрать в каждом из залов произведения, являющиеся, по мнению группы, художественной вершиной экспозиции. И поскольку дети обучаются по углубленной программе социально-экономического направления, поставленная перед ними задача была сформулирована в контексте их профиля: «Вы владельцы художественной коллекции и находитесь на грани банкротства. Чтобы спасти свой бизнес, коллекцию придется продать. С какими произведениями вы все же никогда не расстанетесь и почему?»
Результат был замечательным. Дети не только выбрали достойные произведения, но и смогли рассказать о них так, что всем было интересно. В условиях живого диалога с художественными ценностями они совершенно иначе, нежели в школьных условиях, слушают друг друга. И комментарии учителя, казалось бы, такие привычные, тоже воспринимаются ими иначе - с трепетным вниманием и искренним желанием побольше узнать и запомнить.
Опыт этого занятия вдохновил класс, и спустя две недели мы снова посетили ГМИИ имени А.С.Пушкина. На этот раз - чтобы провести урок по теме «Культура древней Месопотамии». В ходе предыдущего занятия ребята очень заинтересовались экспозицией зала Передней Азии, несмотря на то что половина экспонатов - это копии. Но слепки с монументальных ассирийских рельефов IX-VIII вв. до н. э., и особенно гигантские статуи пятиногих крылатых демонов шеду, охраняющих вход в царский дворец царя Саргона II, на всех произвели сильное впечатление. И уже тогда мы вместе решили - придем сюда еще раз. На сей раз дети захотели послушать мой рассказ об одной из древнейших цивилизаций Востока, хотя, разумеется, мы не обошлись без обсуждения и без экспериментов: каждому захотелось пройти мимо величественных шеду так, чтобы ощутить иллюзию движения гигантского существа, созданную благодаря пятой ноге. Говорили мы о многом: учитывая профиль класса, предполагающий углубленное изучение социальной истории, я предложила темы, которые могли бы быть интересными ученикам «соцэка», а именно:
- особенности клинописи (на примере табличек из экспозиции) и интереснейшие связи грамматики шумерского языка с социальным устройством общества (в частности, тот факт, что для рассказа о людях разных сословий и разной степени значимости для сюжета употреблялись разные формы множественного числа, а также существовала специальная версия языка для женщин);
- роль законов Хаммурапи в развитии юридической мысли (это позволяла обсудить копия знаменитой стелы Хаммурапи XVIII в. до н. э.);
- ассирийские скульптурные рельефы как исторический источник.
Мы говорили о религиозном сознании жителей Междуречья и его отражении в памятниках искусства, в частности в маленьких шумерских статуэтках адорантов (образов молящихся, поставленных богатыми людьми в храм для постоянного напоминания богам о себе), в изображениях ассирийских царей на рельефах. Мы рассматривали шумерские и аккадские печати - крохотные каменные цилиндрики, оставляющие в качестве отпечатка потрясающие по мастерству миниатюрные рельефы. Благодаря этому занятию, на мой взгляд, древняя цивилизация стала намного ближе современным подросткам, и они смогли увидеть в ее жизни немало моментов, актуальных для сегодняшнего дня.
Опыт музейных занятий заключается не только в пополнении знаний и обретении практических навыков. Момент, когда ребенок открывает в себе способность понять и оценить произведение искусства, особенно выявить его подтекст, заключенный в символах, дает ему глубокую радость и подъем духа. Дети чувствуют в себе новые силы, становятся более открытыми друг к другу, так как в музейных условиях мнение каждого обретает высокую ценность в глазах одноклассников. Думаю, излишне говорить о том, как влияет это состояние на самооценку и самопознание ребенка, а также на его отношение к жизни и к людям. Достаточно увидеть его глаза и почувствовать вспыхнувшую в нем тягу к общению - как правило, выйдя из музея, дети не расстаются сразу, а некоторые еще долго идут вместе со мной, потому что у них возникли дополнительные вопросы. В конечном счете духовная радость от общения с красотой - высшая цель существования художественного музея и стратегическое направление учебной дисциплины со странным названием МХК. И если ребенок получит вместе с аттестатом умение находить эту радость в диалоге с искусством - честное слово, жизнь удалась!
 
Наталья БОРОВСКАЯ,
учитель мировой художественной культуры школы №1525, заслуженный учитель РФ, кандидат искусствоведения