Фестиваль, который проходил в Центральном доме художника, - это масштабный проект, который в этом году был посвящен народам России и собрал ученых-этнографов, путешественников, которые делились с пришедшими на фестиваль школьниками и в частности нашими школьниками воспоминаниями и впечатлениями от экспедиций, проводили мастер-классы, связанные с трудностями в походах. На фестивале были мастера традиционных ремесел, фольклорные ансамбли со всей страны. Ребята ознакомились с обычаями своих ближних и дальних соседей: заглянули в традиционные жилища народов России, узнали секреты мастеров древних промыслов, послушали многовековые предания, примерили яркие национальные костюмы и многое другое. Кроме того, гости фестиваля увидели лучшие фотографии нашей страны, артефакты из этнографических экспедиций Русского географического общества, старинные книги, рукописи и карты.
Особенно ребятам понравились национальные игры народов России, в которых они с большим интересом принимали участие. Хочется сказать организаторам фестиваля огромное спасибо, ведь в России проживает более 190 народов с общей историей и уникальными традициями, фестиваль РГО позволил понять, каким образом на протяжении тысячелетий они росли и развивались в согласии друг с другом. И, конечно же, это в полной мере можно отнести и к нашим школьникам, ведь в одной школе, в одном классе учатся ребята совершенно разных национальностей, но которых объединяет любовь к нашей Родине - России. И именно такие мероприятия являются отличными помощниками в воспитание толерантности и интереса к своим соседям.
На Всероссийском географическом диктанте свои знания проверяла не только Москва, акция также прошла в зарубежных государствах. В целом же по стране было зарегистрировано более 2300 площадок проведения. В России лидером по количеству площадок стала Республика Саха (Якутия), где диктант прошел в 308 организациях. Центральной площадкой проведения диктанта стало Главное здание МГУ имени М.В.Ломоносова. Здесь, как и в прошлом году, вместе со всеми участниками на вопросы диктанта отвечал президент Русского географического общества Сергей Шойгу. В акции также приняли участие ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, почетный президент РГО Владимир Котляков, телеведущий Николай Дроздов, кинорежиссер, актер Владимир Меньшов, знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов, автор и ведущий программы «Диалоги о животных» Иван Затевахин и другие известные персоны.
Наша школа №1525 стала площадкой для проведения диктанта уже во второй раз. И если в первый раз у нас было зарегистрировано 68 участников, то во второй раз их число было уже 162. Участвовали не только ребята из нашей школы, но и жители района и учащиеся из других школ и колледжей, расположенных в нашем МСД №2. Также школы нашего МСД №2 писали диктант и в Городском методическом центре, а ребята из школы №1621 «Древо жизни» смогли проверить свои познания в Институте географии Российской академии наук. Там они познакомились и с Героем РФ, космонавтом-испытателем С.Н.Ревиным.
Директор нашей школы №1525 Елена Павловна Трегубова тоже принимала участие в диктанте. Его тестовые вопросы включали в себя 30 пунктов, разделенных на три блока. Первый состоял из вопросов на знание географических понятий и терминов. Второй был направлен на проверку умений работать с картой. Третий - на определение географических объектов по записям дневников путешественников и отрывкам из художественных произведений. Один из главных принципов диктанта - анонимность. На бланках заданий и ответов не нужно указывать свое имя. Участников просят написать только возраст, род занятий, отношение к географии (например, студент или преподаватель профильного вуза) и некоторые другие сведения. Высшая оценка, которую можно получить за диктант, - 100 баллов. Для тех, кто не смог прийти на площадки, был организован диктант онлайн на сайте нашей школы http://lycg1525.mskobr.ru/.
Я бы выделил несколько проблем, с которыми сталкиваются наши школьники при написании диктанта. Во-первых, это неоднородность заданий: в диктанте принимают участие все желающие, но уровень семиклассника и одинадцатиклассника невозможно сравнивать - как же можно им давать одинаковые задания? Во-вторых, нежелание определенного процента коллег участвовать в данной акции и навязывания своего мнения ученикам. В то же время диктант не экзамен, это акция, которая призвана популизировать географию в целом и оценить уровень географической грамотности населения России. Но она очень важна для всех нас.

Ильяс МУСИН, учитель географии школы №1525, член Русского географического общества