Однако, запоминая лишь основные события и факты, они не устанавливают связей между элементами текста, не обращают внимания на детали, на время, в которое происходят события в произведении, не воссоздают при чтении мысленных образов и тем самым лишают себя удовольствия от общения с книгой. Не думая над текстом, ученики не могут полноценно воспринимать прочитанное, а значит, чтение оставляет детей равнодушными к книге.
Сегодня мы живем в мире, когда информационные технологии правят нашей жизнью и являются неотъемлемой ее частью. Учителя, понимающие эти требования времени, обязаны перестраивать свою работу и учить ребят думать в процессе чтения. Только тогда общение с книгой сможет найти отклик в их душе.
Часто дети начинают думать над тем, что читают, только после наводящих вопросов. Получается, что в классе учитель еще как-то может проконтролировать этот процесс, а что же дома? Перед современным учителем встает проблема: каким образом побудить детей к тому, чтобы они думали над текстом постоянно, даже тогда, когда они общаются с книгой самостоятельно?
Как найти средство, осуществляющее постоянный контроль за работой ребенка? В этой ситуации на помощь приходят вопросы-помощники, которые будут напоминать ребенку о том, как он должен действовать в процессе чтения, когда учителя рядом нет. Работа начинается с того, что учащимся предлагается сделать коллективную проектную работу, которая является результатом творческого чтения специально избранного для этого художественного произведения. Эта работа выстраивается на основе методики обучения чтению-общению, разработанной доктором педагогических наук профессором Н.Н.Светловской. Именно эта технология гарантирует формирование у учащихся читательской самостоятельности.
Проектная работа представляет собой толковый наглядный альбом, в котором учащиеся станут объяснять все непонятное и непонятое ими в читаемом произведении, а также будут вносить в него дополнительную информацию, помогающую каждому из них лучше представить себе то, о чем говорится в книге. Общая цель работы - создать по данному произведению альбом, который послужит наглядным толковым помощником для других учеников - будущих его читателей. Вопросы-помощники, на которые нужно детям отвечать в процессе чтения, будут выполнять роль компаса, помогая обучающимся реализовать цель проектной работы. Ведь на то они и помощники, чтобы постоянно напоминать учащимся, что же необходимо отразить в творческом альбоме.
Выбирая произведения, которые могут помочь реализовать замысел в проектной работе, мы понимали, что это должны быть книги, которые предоставляют возможность для расширения и углубления читательского кругозора. Сюжет должен включать разнообразные сведения об окружающем мире и людях, которые в нем живут. Лучше, если это будут книги, незнакомые детям. Мы читали с детьми следующие книги: М.Рид «Затерянные в океане», М.Пришвин «Кладовая солнца», Ю.Коринец «Там, вдали, за рекой» и др. Лучше, если дети читают произведение не по тексту, напечатанному в хрестоматии, а по книге-изданию.
Подбирая вопросы, с которыми детям предстоит работать на протяжении всего процесса чтения книги, мы стремились к следующему: эти помощники должны подталкивать детей думать уже с первых строчек чтения произведения над тем, что будет дальше, исходя из того, что они узнали. Мы остановились на пяти основных вопросах, которые должны быть перед детьми в ходе чтения одной или двух глав книги. Вопросы были заранее напечатаны на листах для каждого ребенка.
Вот какие вопросы были представлены детям: «Какие слова и выражения требуют разъяснения или уточнения?», «Что нового для себя я узнал(а), прочитав данную главу?», «Какие выражения из текста могут использоваться нами в разных жизненных ситуациях?», «Что необходимо узнать или уточнить, чтобы лучше представить то, о чем говорится в книге?», «Что меня заинтересовало в прочитанной части произведения?»
Мы договорились с ребятами, что с обратной стороны листа они могут делать любые свои пометки, рисунки, отзывы, комментарии в связи с чтением.
Первые уроки были для нас достаточно сложные, так как не приученные думать в процессе чтения дети не разграничивали того, что они знают и чего не знают, не спрашивали о словах, смысл которых им непонятен, работа продвигалась медленно. Приходилось не раз объяснять, что подразумевает, например, вопрос «Что нового для себя я узнал?». Дети часто лишь пересказывали сюжет и писали о том, что произошло с героями книги, не осознавая того, на какие размышления натолкнуло их чтение, что нового они почерпнули из того, чего раньше, до чтения, не знали или о чем не задумывались.
Постепенно ответы детей стали меняться, ребята отвечали более осмысленно. К концу прочтения книги работа очень увлекла детей. Они с огромным интересом погружались в читаемое произведение, отвечали на вопросы, искали ответы в дополнительных источниках. Продолжая из урока в урок читать и думать, дети сами приучились определять, какой материал им необходим, чтобы лучше представить себе то, о чем они читают. Ведь по окончании чтения той или иной главы у них получался заполненный лист-помощник, который напоминал ребенку, что необходимо уточнить, какую информацию найти. Определения непонятных слов мы искали в толковом словаре сразу же в классе, а дополнительную информацию дети находили сами и приносили в класс на следующий урок. Это были книги, иллюстрации, материал, который они брали в сети Интернет. Многие ребята сами рисовали нужные рисунки.
В результате нашей деятельности возник большой творческий альбом. В нем все новые слова для детей расположены по алфавиту, выделен отдел «Содержание». А еще ребята сделали специальный занимательный раздел - собственную творческую часть, куда включили кроссворды, ребусы, загадки, игры, которые они по собственной инициативе составили по данному произведению.
Завершая первую работу над данным проектом, мы предложили детям заполнить анкету по нашей творческой работе над книгой. При этом спросили ребят, хотели бы они продолжить работу над проектом, читая другое произведение. И нас порадовало то, что все дети написали, что очень хотят и дальше так работать. Значит, такое чтение интересно детям.
Конечно, творческое чтение книги заставляет потрудиться и учителя, и ученика. Работа с вопросами-помощниками, которую регулярно выполняли дети, требует от ребенка постоянного контроля над собой, а современные дети к этому не приучены. Учитель вынужден из урока в урок поддерживать интерес к этой работе, пока у самого ребенка не выработается потребность читать и думать. А на это требуется время.
Еще одним из способов заинтересовать детей вдумчивым чтением является выполнение видеоролика по прочитанной книге. Уже второй год мы участвуем в конкурсе медиапроектов «Страна Читалия». Для ребенка мотивом является создание видеоролика, и для воплощения своих идей он непроизвольно перечитывает части книги по нескольку раз, задумываясь и глубже вникая в содержание книги. Добиться этого в обычных жизненных ситуациях очень сложно.
На своих уроках я часто пользуюсь приемом сравнения иллюстраций и содержания произведения. С помощью наводящих вопросов подталкиваю детей думать над текстом книги с первых строк. Мы с ребятами ищем «ошибки», которые допустил художник. Правильно ли он нарисовал героев, время года, место действия, о которых говорится в произведении. После прочтения книги таким же способом сравниваем экранизацию произведения или ее мультипликационную версию. Обсуждаем, все ли события и поступки героев похожи, ищем сходства и различия. Всегда стараемся доказать, что книга и фильм - это не одно и то же.
Это лишь первые попытки приучить детей думать в процессе чтения. Безусловно, эта работа будет продолжена и дальше. Впереди нас ждут новые книги, новые проекты. Будем надеяться, что наши ученики найдут то, что интересно и близко каждому из них для себя, а значит, им будет легче определить свой дальнейший путь в жизни.

Светлана ВЕЧКАНОВА, учитель начальных классов школы №1799