Ассоциация инклюзивных школ создавалась как профессиональное сообщество, объединяющее лучшие практики, и площадка для профессионального диалога педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, результатом деятельности которой станет повышение престижа инклюзивного образования для каждой школы. Инициаторами создания ассоциации выступили Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е.Голованова (где и проходил форум), а также колледж малого бизнеса №4.
Работа форума была организована на 4 площадках, на которых специалисты московских школ представляли свой опыт работы. Состоялась презентация специальной интерактивной среды «Территория взаимодействия», моделирующей ситуации взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Любой желающий мог на минуту оказаться на месте человека с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, понять, как ощущают себя такие люди в современном мире.
Участники интерактивной площадки «Кино без барьеров» смотрели и обсуждали фильмы, иллюстрирующие вопросы толерантности. Для классных руководителей был организован воркшоп «Откровенный разговор». На этом обучающем мероприятии они приобрели практические навыки формирования инклюзивной культуры, которые смогут применить в своей практике здесь и сейчас. Итогом работы стали сценарии классных часов на тему толерантности в инклюзивном классе.
В ходе дискуссионной площадки «Они? Я? Мы?» педагоги смогли примерить на себя непривычные роли участников образовательного пространства, например, учитель смог на время превратиться в директора. Такое перевоплощение позволило участникам наладить эффективное сотрудничество для достижения общей цели.
Первый форум Ассоциации инклюзивных школ позволил определить круг актуальных задач по формированию толерантных установок среди всех участников образовательного пространства и продемонстрировать наиболее эффективные технологии этой работы.

Ольга ЕГУПОВА,
ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ