Сказка, игра, вера в волшебство позволяют маленькому человеку объяснять необъяснимое и постигать сложный мир человеческих отношений, они непосредственным образом связаны с развитием памяти, речи, мышления, воображения. Игра и сказка - это детский мир. Нет никакой необходимости вероломно вторгаться в него с правдой жизни и специально развенчивать веру ребенка в доброго волшебника. По мере взросления, накопления опыта ребенок сам постепенно начнет понимать, что к чему, и отличать реальность от фантазий. Это произойдет естественным образом.  Обычно первые сомнения по поводу существования Деда Мороза начинают посещать детей на рубеже 6-7 лет. Универсальным ответом взрослого на вопрос «А правда, что Деда Мороза не существует?» можно считать примерно следующее: «Дед Мороз существует до тех пор, пока в него верят». С этого момента можно постепенно приобщать малыша к совместной подготовке подарков для друзей и близких, для бабушек и дедушек, к которым Дед Мороз не приходит, потому что они уже взрослые и не пишут ему писем. И примерно к 8-10 годам ребенок будет способен понять, что Дед Мороз - это такое большое общее добро, сказка, которую мы делаем своими руками и с удовольствием все от мала до велика в нее верим. В этом смысле Дед Мороз, конечно, существует, в этом нет никакого лукавства.   
 Вера в сказку и обман не имеют ничего общего. Обман - это намеренная дезинформация, которая преследует какую-то корыстную цель. А сказка - это волшебный мир, который учит различать добро и зло, показывает на доступных пониманию ребенка сюжетах и образах, как быть добрым, честным, благородным.  Поэтому, когда ваш малыш подрастет и поймет «всю правду» про Деда Мороза, он поймет одновременно и то, что единственная цель, с которой вы столько лет поддерживали его веру, - доставить ему радость.  Это только укрепит его доверие к вам.
В праздник лучше дарить то, что порадует и будет полезным. Подарок может быть просто знаком внимания, как, например, конфеты. А может быть реализацией мечты , например собака. Дарить (и получать) подарки - это своего рода культура, приучать к которой стоит с малых лет. Желательно, чтобы игрушки, которые мы (в лице Деда Мороза) дарим ребенку, соответствовали возрасту ребенка и в то же время учитывали его желания. С этой точки зрения процесс совместного написания письма Деду Морозу - момент воспитательный. Обсуждая желания и потребности малыша, мы можем их уточнять, формировать и аккуратно корректировать.  
Ожидания и желания малыша стоит обсуждать вместе и заблаговременно. Можно спросить: «Ты уже подумал, какой подарок попросить у Деда Мороза?» Ответ ребенка будет либо неопределенным («я не знаю, что попросить»), либо конкретным. В обоих случаях у родителей есть возможность повлиять на выбор, предлагая разные варианты исходя из возможностей и бюджета. Не вижу ничего криминального в том, чтобы аккуратно ограничивать «аппетиты», объясняя ребенку, что волшебнику нужно поздравить очень большое количество ребят, и предложить рассмотреть какой-то альтернативный «список желаний».
«Плохими и вредными» некоторые игрушки становятся в процессе использования. Поэтому с ребенком нужно договариваться о том, как он будет пользоваться желаемым подарком. Полезно поразмышлять, понравится ли это Деду Морозу, захочет ли он поздравлять ребенка, который ведет себя подобным образом, почему вообще Дед Мороз приносит подарки мальчикам и девочкам. Кроме того, мы вполне можем оставить за Дедом Морозом как за добрым волшебником право не приносить под елку «недобрые» подарки.

Анастасия КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании