Для обеспечения продуктивного образования необходимы формирование активной и инициативной позиции ученика, формирование интереса и стремления к познанию, развитие осознанности и целенаправленности познавательной (когнитивной) деятельности учащегося.
Психологи в структуре деятельности (в том числе и познавательной) выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется. Как с этим можно работать с учетом индивидуальных особенностей конкретного ученика и в то же время в рамках классно-урочной системы образования? Как перевести для подростка и его родителей познавательную деятельность из разряда сложной теоретической конструкции в разряд понятной практической модели, которую можно подстроить под себя и для себя? Эти задачи психолог и педагоги инженерной школы №1581 успешно решают во взаимодействии друг с другом, учениками и родителями, поскольку родители являются активными участниками образовательного процесса. Эта задача актуальна для нас еще и потому, что «профиль» начинается с 8-го класса, а вновь набранные классы начинают свое обучение и с 9-го, и с 10-го класса. И те, кто выбрал учебу в нашей школе, сразу погружаются в интенсивную и насыщенную образовательную среду, где надо быстро адаптироваться к уровню материала и учебным нагрузкам.
Работа психолога в инженерной школе строится в тесном взаимодействии с учителями-предметниками, классными руководителями и родителями учеников, самими учениками для получения в каждом конкретном случае как можно более полного описания ситуации. С учениками проводятся занятия по развитию навыков самоорганизации и саморазвития. Для родителей вновь набранных классов ежегодно проводится родительский клуб, где создается комфортная среда для обсуждения и решения возникающих вопросов.
Приведу конкретный пример одного из занятий по развитию «тонкой настройки» умения учиться. За основу мною были взяты принципы развития навыков Б.Фурмана, инструменты ориентированной на решение краткосрочной терапии (ОРКТ) и философия нарративной практики, которая фокусируется на возвращение человеку «авторства» своей жизни и своих действий (от «со мной это происходит» к «я выбираю сделать это так»).
Итак, первый шаг - постановка цели. Как видится желаемый результат, что актуально и необходимо на данный момент, как это будет выглядеть, что изменится, если это реализуется. И что этому препятствует, в чем трудности.
Шаг второй - это переформулирование проблемы в задачу. Любую проблему можно представить как умение, которым можно овладеть. Когда мы начинаем говорить об умениях вместо проблем, то и детям, и родителям становится гораздо проще обсуждать ситуацию конструктивно. В классе в групповой работе это наиболее предпочтительный вариант занятия в случае возникновения сложностей с учебой, поведением или посещаемостью, в ситуации подготовки к экзаменам и различного рода аттестациям и мониторингам.
Шаг третий - это формулирование и обозначение навыка/навыков или умения/умений предельно конкретно и практично. Не «лучше учиться, больше успевать», а «уметь задавать вопросы учителю», «уметь убрать отвлекающие и мешающие вещи во время подготовки дома», «уметь сопоставлять полученный результат с тем, что необходимо».
Шаг четвертый - оценка существующего уровня функционирования данного/данных навыков или умений (шкалирование), где требуется оценить от 1 до 10, насколько на данный момент этот навык реализуется в конкретных ситуациях.
Шаг пятый - формулирование «маленького шага» по улучшению, развитию выбранного навыка. Как говорят китайцы, дорога в 1000 лье начинается с первого шага. Когда сложную, объемную задачу мы раскладываем на части, причем части такого формата, которые не вызывают страха и сопротивления, которые проще понять и принять, то движение «малыми шагами», «шаг за шагом» с контролем динамики изменений становится делом интересным, более легким и положительно заряженным.
Шаг шестой - формулировка конкретного плана и сроков реализации. Здесь мы формулируем те конкретные средства и действия, которые мы будем использовать для развития выбранного навыка на 1 условную единицу.
Шаг седьмой - поиск союзников и группы поддержки. Чтобы ребенок овладел новым умением или усовершенствовал навык, ему нужны поддержка, помощь и одобрение других людей. Формирование новой привычки или нового умения -  это всегда энерго- и трудозатратный процесс, который необходимо поддерживать и стимулировать, ведь мы знаем, что и во взрослом возрасте мы часто бросаем свои начинания, меняем свои намерения, в связи с тем что не хватает на это своей внутренней энергии.
В конце занятия мы договариваемся о начале запланированной работы с возможностью обсуждать с кем-то из взрослых ход освоения навыка, встречах через определенные промежутки времени для обсуждения того, что получается и что не получается. И заранее планируем «празднование успеха», мероприятие, которое рассматривается как важное социальное событие, отмечающее определенный уровень, достигнутый учеником. Это мероприятие делает видимым для других успех ребенка и служит моральным подкреплением для дальнейшего движения.
В своей работе мы стараемся постепенно передавать ответственность за освоение учебного материала самому подростку, учитывая его зону актуального развития, то, что он уже может делать самостоятельно, и помогая там, где учащийся не может продвигаться вперед без поддержки взрослого. Мы живем в мире, где число технологических, политических и социальных изменений стремительно растет год от года, и нам нужно научить наших выпускников вариативно реагировать на изменяющиеся условия, уметь учиться, самостоятельно находить источники информации, осознанно работать над развитием необходимых умений и навыков.

Наталия РЕМЕНЦОВА,
педагог-психолог инженерной школы №1581