В сентябре этого года судьба привела меня к порогу родной школы. Отнюдь не собиралась я вновь садиться за парту, и дети мои малы еще для освоения ФГОС, но его величество случай распорядился, и я стала учителем. Круговерть рабочих программ, планов, уроков и перемен захлестнула меня, и, когда председатель нашей первичной профсоюзной ячейки предложила мне вступить в их дружные ряды, подписала заявление, не задумываясь. А вечером того же дня, рассказывая мужу о событиях своей новой педагогической жизни, вскользь упомянула и о профсоюзе. Последовавший вопрос «Зачем тебе это?» выбил меня из колеи. Но к утру в голове моей был составлен своего рода манифест из пяти неоспоримых причин для вступления в профессиональные союзы, о коих я посчитала нужным поставить мужа в известность, и он всерьез расстроился, что в их коллективе, состоящем из двух человек, профсоюза нет.
Впервые я ознакомилась с деятельностью профсоюзных организаций, когда мне было четыре года. Моя мама - учитель. В славные (не будем говорить «лихие») девяностые все, кто носил гордое имя Учитель, занимались исключительно альтруистическим бескорыстным трудом, иными словами - голодали. Тогда-то вышли на арену профсоюзы, и начались масштабные события, которые мой детский мозг сохранил в памяти под цепким названием «забастовки». Чем дело кончилось, не помню, однако жить мы стали заметно лучше, хотя, конечно, не сразу. На основе детских воспоминаний и сформировался первый пункт моего манифеста: профсоюз помогает бороться за свои права. Часть учителей в те незапамятные времена ушла в бизнес (заметьте, до «гениального» совета сверху), но оставались и те, кто видел в педагогике свое призвание, а значит, видел смысл в том, чтобы отстаивать право на труд, право на заработную плату, потребность всего общества в образовании.
Прошло немало лет, но если вы думаете, что сегодня необходимость бороться за свои права отпала, вы глубоко заблуждаетесь. Регулярно над головами педагогов заносится дамоклов меч: то сельские льготы отменяют, то школы закрывают, то пенсию отказываются назначить в полном размере… Да мало ли в нашей незрелой с правовой точки зрения стране причин для борьбы?
Вот из этого риторического, казалось бы, вопроса напрашивается второй пункт манифеста: профсоюз ликвидирует правовую безграмотность населения. Не только наша страна уязвима в своем правотворчестве, но и граждане ее совершенно не знакомы с основополагающими законами, статьями Трудового, Семейного и Гражданского кодексов, Конституции. Незнание не освобождает от ответственности, однако освобождает от возможности защитить самого себя при необходимости. Именно профсоюзные лидеры, занимаясь частными случаями своих подопечных, шаг за шагом поднимают правовую грамотность населения как минимум в сфере трудового законодательства. Здесь стоит заметить, что помощь оказывается именно тем гражданам, которые состоят в профсоюзных организациях.
Единство - вот третья причина. Русскому человеку все нипочем. От природы дана ему чудесная способность справляться со всеми невзгодами. Однако же мы народ «коллективного сознания». Нам необходимо знать или хотя бы надеяться и верить, что вокруг есть не просто люди, а свои, самые настоящие, надежные соратники и единомышленники. Пожалуй, в этом заключается одна из основных функций профсоюзных организаций - удовлетворять извечную потребность человека в общении, товариществе, единении с собратьями по духу. Для современного человека духовная связь с другими членами общества является потребностью, достойной знаменитой пирамиды Маслоу. Отсюда четвертый пункт манифеста - совместный досуг членов профсоюзной организации. Людей, входящих в одну профсоюзную организацию, объединяет множество тем для разговоров, настроений и направлений мыслей, а также способов релаксации.
Так, например, учителя нашей школы вместе играют в волейбол, а потом устраивают соревнования с другими первичными организациями района и борются за Кубок райкома профсоюза. Держать в руках кубок, отвоеванный вместе с соратниками в напряженной борьбе у достойного соперника, не просто приятно, но и ответственно. Это и вдохновляет на новые свершения.
За каждый подвиг, совершенный педагогом в его профессиональной деятельности, он может рассчитывать на поощрение со стороны руководства, но даже если директор и вышестоящее начальство не посчитают ваши заслуги достойными вознаграждения, то внимание со стороны профсоюзной организации вам обеспечено. Это заключительный, пятый пункт манифеста - чествование членов профсоюза за их труды и заслуги в профессиональной деятельности. В этом году членам нашей районной профсоюзной организации к Дню учителя были вручены коллекционные издания книг Бориса Мосунова, нашего земляка, замечательного поэта. А золотые юбиляры этого года посетили остров-град Свияжск с экскурсионной программой «Сквозь призму веков», дети членов профсоюза - знаменитый ижевский зоопарк. Радостные отзывы награжденных и счастливые лица детей - знак качества работы профсоюза образования.
Не исключаю, что мой манифест несовершенен, и я, вполне возможно, упустила ключевые моменты, которые стоило бы отметить, однако одного человека мне удалось убедить в важности и нужности профессиональных союзов… А это, согласитесь, уже кое-что.

Нина ХАБИБРАХМАНОВА,
учитель литературы СОШ с. Калинино Малмыжского района Кировской области