Одна из сегодняшних проблем - отсутствие или недостаток у учителей «инструментов» для преподавания по-новому. Среди них - активные и интерактивные стратегии. Грамотное сочетание активных, интерактивных методов с более традиционными пассивными приводит к лучшим результатам в воспитании гражданина, способного самостоятельно ставить перед собой задачи, решать их, нести ответственность за свои действия.

Мобильный семинар позволяет учителям расширить свои знания по теории активных и интерактивных способов. Особенно важно, что теория тут же отрабатывается на практике. Кто-то из участников (и такое случается достаточно часто) сначала даже чувствует, что «не хватает лекции», но это чувство быстро уходит.

Другая важная черта семинара - его практичность. Все, что участники узнают и делают на семинаре, может быть выполнено в классе с учащимися. Перечислять, почему семинары такого рода важны, можно очень долго.

Однако до недавнего времени территория проведения таких семинаров не включала в себя Дальний Восток. Ситуация изменилась с созданием международного партнерства «СИВИТАС - Восточная Россия», которое включает в себя Сахалин, Камчатку, Магадан, Хабаровск, Владивосток с российской стороны и штаты Аляска и Вашингтон со стороны американских партнеров.

Партнерство позволяет легче и оперативнее решать многие вопросы, связанные с проектной деятельностью по развитию гражданского общества и, в частности, гражданского образования. Например, «СИВИТАС-Восточная Россия» в сотрудничестве с региональными и муниципальными управлениями образования и институтами повышения квалификации проводит в регионах-партнерах этап Всероссийской акции «Я - гражданин России!». Еще одной важной задачей является предоставление работникам образования дополнительных возможностей по профессиональной подготовке. Одним из ключевых партнеров в этой области является фонд «СИВИТАС-Россия».

Проведение семинара на Сахалине стало возможным благодаря организационному и ресурсному сотрудничеству государственных и общественных организаций, российских и международных партнеров: «СИВИТАС-Восточная Россия» (региональный координатор на Сахалине Елена Арнольдовна Шугаева, директор НОУ Учебный Центр «Технологии: анализ и управление»), фонда «СИВИТАС-Россия», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Департамента образования Сахалинской области и Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров.

В семинаре приняли участие 26 работников образования.

Семинар проводил Андрей Иоффе. В проведении «круглого стола» «Гражданское образование и проектная деятельность школьников: опыт, проблемы, перспективы» принимала участие Ольга Черненко.

Содержание семинара включало темы: «Манифест мирного сосуществования (толерантность и ее понимание)», «Основные понятия гражданского образования», «Понимание демократии», «Теория пассивных, активных и интерактивных методов преподавания», «Участие граждан в общественной жизни», «Оценивание», «Социальные проблемы».

Участники познакомились с активными и интерактивными методами в гражданском образовании, узнали о существующем опыте и проектах в области гражданского образования, приняли активное участие в работе малой группы, анализе различных документов, ролевых и деловых играх. Высказали свое мнение об основных аспектах гражданского образования и существующих проблемах. Обменялись имеющимся и полученным опытом в ходе подготовки.

В ходе семинара участники разработали собственные занятия с использованием активных и интерактивных методов.

Взаимопонимание и доверие

Тема «Конфликт в семье»

Авторы: Ирина Сухарева, Елена Нагиева, Алла Густелева, Нина Белова, Марина Булавинцева, Валентина Швецова, Ольга Лодзенко, Алла Уткина.

Актуальность проблемы

В подростковом возрасте появляется желание быть взрослым, самостоятельным, но нет умений и опыта, ребенок пробует разные способы взаимодействия, что ведет к конфликтам. Родители не могут принять детей как взрослых, а они уже не воспринимают родителей как руководителей.

Задача. После занятия учащиеся (надеемся) смогут: понять природу конфликта; сделать выбор эффективного способа поведения в конфликте с родителями.

Мотивационный компонент: сказка, опора на реальные жизненные ситуации, юмористическая, символическая форма «памятки техники безопасности», использование разных видов деятельности, театрализация.

Стратегия обучения: пассивная, активная, интерактивная.

Основные понятия: конфликт, семья, дети, родители, роль, причины, повод, конфликтогены, эскалация конфликта, конфликтное поведение, разрешение конфликта.

Домашнее задание

1. вариант 1. Понаблюдать и обозначить в тетради (разными способами: рисунки, записи, схемы и т.п.) разные способы поведения в конфликте разных людей (детей и родителей, а может быть, и другие варианты конфликтного поведения - между родителями, между детьми и т.п.).

2. вариант 2. Составить в тетради блок-схему из предложенных слов, где можно увидеть основные линии анализа конфликта и конфликтного поведения. Карточки со словами нужно разрезать и наклеить на отдельный лист так, как ты считаешь нужным и правильным (основываясь на знаниях, которые получены на уроке, и на своих собственных представлениях). Стрелочками соедини получившиеся блоки (может быть вариантом работы на следующем занятии в групповой форме).

Примечания

Все варианты работы в группе предполагают различные способы объединения детей в группы и обязательную презентацию полученного результата (с заданиями для «наблюдателей»).

Домашнее задание

(может быть вариантом работы на следующем занятии в групповой форме)

(См. таблицу).

В работе могут быть использованы следующие материалы:

1. «Простим отцов усталую небрежность и матерей припадочную нежность, их просто не хватает на детей. Россия наша держится на бабушках и вся Россия в бабушках, как в башенках невыветренной совести своей». Поэт Евгений Евтушенко считал, что именно на них держится Россия.

2. Китайская пословица гласит: «Человек без улыбки не должен открывать магазин». О каких чертах характера идет речь? Какие выводы можно сделать на основе этой пословицы относительно нашей темы занятия (конфликта между детьми и родителями)?

Символическое описание занятия

Если представить занятие в виде дерева, то:

вода и полезные вещества в почве - это мотивационные компоненты, которые подпитывают рост дерева;

корни дерева - это теоретическая часть урока;

ствол дерева - это процесс переработки и усвоения знаний;

плоды - результат занятия - умение выбирать и применять эффективные способы поведения в конфликте;

крона - большое количество социальных контактов, возможность использования опыта других в своей жизни, с пользой для себя.

Мера духовного достижения

Тема «Трудоустройство молодежи»

«Отношение к детям - безошибочная мерка духовного достижения людей» (Я.Бриль).

Авторы: Н.Мироненко, И.Ващенко, М.Иванова, О.Кондрашова, Л.Сербен, Н.Хахула, А.Темербекова.

Задачи: способствовать становлению активной жизненной позиции, правильному заполнению заявления, трудового договора, развить коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты занятия: учащиеся научатся заполнять заявление и трудовой договор, отстаивать жизненную позицию, приобретут навыки общения, научатся общаться не только между собой, но и с руководителями предприятий.

Оборудование урока

Конституция РФ, Трудовой кодекс, бланки договоров, таблички с названием предприятий, бейджики с Ф.И.О. руководителей предприятий, разноцветные жетоны для жеребьевки, список вакансий, набор документов для соискателей (паспорт, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, санитарная книжка).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и правил игры.

3. Начало игры.

Жеребьевка (учащиеся вытягивают разноцветные листки). В результате класс делится на 3 группы: работодатели - красные; соискатели - зеленые; эксперты - желтые.

Оборудование:

Доска: список вакансий закрыт.

Столы стоят полукругом. На них таблички с названием предприятий, инструкции по правилам для работодателя, бланки договоров, листы для заявлений, ручки. Соискатели приходят в центр занятости и получают направление на работу:

Детский сад (помощник воспитателя).

ЖЭУ (благоустройство города).

Школа (ремонтная бригада).

Ребята расходятся по адресам, и там выясняется, что работу получает только один человек, оставшийся заполнять документы.

Остальные пятеро возвращаются в центр занятости, где видят список вакансий. Ребята расходятся по выбранным адресам и пытаются самостоятельно устроиться. В инструкциях работодателей записаны различные нарушения. Они забирают у ребят пакет документов. После заполнения договоров все ребята, которые сохранили свои документы, садятся в одно место класса, а которые не сохранили - в другое.

Общее обсуждение: выступают работодатели, эксперты, учителя.

Приложение 1

Список вакансий

1. Грузчик (лоток «Бахча») 100 р. в день

2. Строительство коттеджа (разнорабочий) понедельная 1200 р.

3. Прачечная (разнорабочая) ежемесячно 2000 р.

4. Автомойка «Пятое колесо» ежедневно, достойно.

5. Кафе «Лакомка» (официант) договорная

6. Казино «Чарли Чаплин» (уборщица) достойная

7. Гостиница «Уют» (горничная) 6000+ соцпакет

8. Круглосуточный киоск (продавец) сдельная

9. Детский сад (ночной сторож) 1500 р

10. Рыбодобывающее предприятие (сезонные рабочие) высокая

11. Благоустройство городского пляжа 1600 р.

12. Узел связи (курьер) 1600 р.

Приложение 2

Инструкция для работодателей государственных учреждений:

1. Ознакомиться с документами соискателя

2. Познакомить с условиями труда и оплаты

3. Помочь заполнить заявление и договор.

Приложение 3

Инструкция для работодателей частных предприятий:

1. Ознакомиться с документами соискателя

2. Познакомить с условиями труда и оплаты (условия должны содержать ряд нарушений (см.приложение № 4).

3. Помочь заполнить заявление и договор (изъять документы у соискателей) (паспорт и др.).

Приложение № 4

Инструкция экспертам

1. Внимательно следить за процессом трудоустройства

2. Выявить все допущенные нарушения трудового законодательства:

А) безосновательный отказ

Б) дискриминация по возрастному и половому признаку

В) нарушение норм труда: полный рабочий день, ночные работы, вредные и опасные условия, работы, связанные с материальной ответственностью, работы, приносящие вред нравственности и морали, разъездной характер работы, работы, с поднятием тяжести, испытательный срок.

Уметь доверять природе

Тема «Глобальные проблемы современности» (2 часа)

Авторы: Т.Фесенко, Я.Чукарина, Т.Котрехова.

После занятия учащиеся смогут: получить опыт взаимодействия (работы в группе и т.п.); задуматься о значимости личного участия в решении глобальных проблем; научиться критически осмысливать деятельность СМИ.

Основные понятия: глобальные проблемы, международное, гуманитарное право.

Форма занятия: конференция.

Урок №1

Структура урока:

1. Мотивация.

2. Определение темы.

3. Распределение по группам.

4. Знакомство с программой работы конференции, работы групп.

5. Работа по группам.

6. Пути решения проблемы (творческое задание).

7. Решение проблемного вопроса-задания (получают в начале урока).

Урок №2.

Выступление групп по плану:

Международные наблюдатели от ООН, Всемирной организации здравоохранения, АСЕАН, ОАЕ, МККК из числа уч-ся. (анализируют проблему и знакомят уч-ся с нормами международного права).

Представители прессы.

8. «Банк идей» - решение конференции.

9. Репортаж с места действия (СМИ).

10. Рефлексия по вопросам: Какое выступление было наиболее логичным? Кто выступал убедительнее? Чье выступление было самым эмоциональным?

Оборудование: политическая карта мира, глобус, раздаточный материал: ксерокопии текста о войне, тексты Женевских конвенций 1949 г. и дополнительных протоколов к ним 1977 г., на доске оформлены эпиграфы по каждой проблеме.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя (мотивация).

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков - жестокого вторжения человека в природу, вооруженных конфликтов, тяжелых болезней.

Путь к всеобщему благополучию долог и труден, его нельзя добиться в одночасье, но необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания планеты, страдания человека, вызванные его собственными ошибками. Одним из главных механизмов ограничения и регулирования являются нормы международного гуманитарного права.

Какие способы решения глобальных проблем можете предложить?

Сегодня здесь собрались участники конференции: представители общественности, науки, различных политических партий, международные наблюдатели, представители прессы для того, чтобы обсудить глобальные проблемы современности.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу как птицы, плавать по воде как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле как люди» Б.Шоу.

«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она сделала - он ее переделывает» А.Франс.

«Война - незаживающая рана, которую получил мир» Дж.Б.Пристли.

«Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями» Вольтер.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» Конфуций.

«Истинный прогресс возможен только в единстве природы, общества и науки... Отношение людей с природой должно быть основано на доверии».

«Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера» Д.Сахаров.

2. Выступление групп. Проведение ролевой игры. Учащимся предлагается принять участие в международной конференции по глобальным проблемам современности. Каждая группа получает одну из проблем.

Экологическая проблема.

1. Аргументируют выбор эпиграфа и раскрывают суть своего выступления.

2. Проблема. Человек и природа как единая система?! Или творческое задание.

3. Вопросы участников конференции.

4. Пути решения от участников конференции + представители межд.орг.

5. Принятие решения.

Проблема войны и мира. Сохранение мира на Земле.

На доске прикреплены полоски бумаги, раскрашенные цветами, которые могут передавать (по мнению учащихся) краски войны.

Международный наблюдатель (работа с раздаточным материалом)

Проблемы культуры, образования

Вывод: Каждый день, год, столетие - шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно уметь прислушиваться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

Принимаются решения конференции (учитель возвращается к эпиграфу урока): составить «обращение», «манифест» и т.д.

Андрей ИОФФЕ, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия», кандидат исторических наук; Ольга ЧЕРНЕНКО, исполнительный директор АНО «Русско-Американского центра, Камчатка