- Владимир Петрович, вот уже в четвертый раз состоялась Всероссийская акция «Я - гражданин России». Апофеозом ее стала защита лучших проектов их авторами - ребятами, приехавшими из разных регионов страны. Что вы можете сказать об этой акции, ставшей уже традиционной?

- Социальное проектирование захватывает все новые и новые группы школьников и их учителей. И это хорошо было видно во время финальных соревнований в прошлом году в «Орленке». Об этом же говорили и наши гости, педагоги, сами дети. С другой стороны, в ходе финалов акции зародилась и отшлифовалась новая технология - создание национальных проектов, которые разрабатываются большой командой. Ее специфика состоит в том, что в этой большой группе (до 100 человек) совместно работают и школьники, и их координаторы. А тематика зачастую вытекает из проблем, которые выносят школьники в своих региональных проектах в рамках отдельной тематической группы (экология, молодежные проблемы, историко-культурологическая проблематика, помощь ветеранам и социально незащищенным группам населения и др.). При этом сразу решаются две задачи - образовательная и воспитательная. Например, ребята берут экологическую проблему в рамках десяти - двенадцати проектов. Они учатся работать в большом коллективе, распределять свои роли, общему совместному стилю деятельности, очень четко излагать алгоритм своих проектов. Нас каждый год поражает острота и нестандартность социальных проблем, которые разрабатывают в своих проектах школьники различных территорий России.

Если говорить о самой сути их, то дети нас просто поразили своей глубиной исследования темы, разносторонностью ее рассмотрения. Проблемы подростки выбирали самые разные. Это, например, и сельская пекарня в селе Дедуровка Оренбургской области для деревенских жителей. Ребята разработали этот проект и добились строительства пекарни. Интересными оказались проекты «Безопасный пес» средней школы № 204 г. Новосибирска и «Молодежь и секты» объединенной команды средних школ № 6 и 91 г. Самары. Последняя проблема довольно сложная для школьников, но они ее по-своему преломили и преподнесли очень весомо. Выбирались также темы, связанные с социальной защищенностью отдельных групп населения: к примеру, «Солдатские вдовы» - проект школьников из села Порздни Ивановской области. Мы увидели, что подростки очень неравнодушны к окружающему социуму. Они очень тонко улавливают его болевые точки. Не замахиваясь на глобальные задачи, рационально и четко определяют круг вопросов, необходимых для решения намеченных задач. Следует сказать, что многие проблемы, которые легли в основу социальных проектов, были реализованы. Скажем, в Краснодаре по инициативе детей открыт пансион для лежачих детей-инвалидов. Хочу подчеркнуть, что многие властные структуры охотно откликаются на детские запросы, внимательно к ним относятся. Здесь особо нужно назвать Сахалинскую, Ивановскую и Самарскую области.

- А как соотнести социальное проектирование с учебными занятиями. Проектами можно заниматься только после уроков?

- Данная методика универсальна - она может быть реализована на уроках обществоведческого цикла, в учреждениях дополнительного образования, в молодежных общественных формированиях.

Однако многие педагоги поняли, что стратегию социального проектирования рациональнее внедрять в учебный процесс, и там оно должно занимать свою полноправную нишу.

Если же не хватает времени для разработки проекта в рамках уроков, можно вывести эту деятельность школьников и в послеурочное время, так как проектная деятельность настолько увлекает ребят, что они готовы ею заниматься и после занятий.

Методика Самарской версии проекта «Гражданин» сейчас достаточно известна в стране: есть ряд методических пособий, видеофильмов, СД-дисков.

Однако все-таки требуется достаточно детальное «погружение» в специфику технологии проекта и педагогами-координаторами, и самими школьниками. Хорошим средством ее освоения являются стажировки педагогов страны в нашем центре.

А, в конечном счете, надо, чтобы и в самих регионах смогли все это развернуть посредством Центра гражданского образования, института повышения квалификации работников образования или городского методического центра. Эту работу нужно делать фундаментально и основательно, на хорошем дидактическом инструментарии.

Самарский региональный Центр гражданского образования готов взять на себя роль тренингового центра для дальнейшего развития нашей акции. Работники Министерства образования и науки РФ очень заинтересованы в том, чтобы она в этом году распространилась вширь, в различных вариантах: распространение методических материалов, публикаций в СМИ, конференций педагогов-граждановедов. Об этом мы говорили с учителями на последнем финале акции, на котором было представлено 55 проектов из 44 регионов страны - они говорят о том, что мы на верном пути. Но впереди немало методических проблем, которые нужно будет решать на уровне Минобразования и науки РФ, Ассоциации «За гражданское образование» и на уровне регионов. Необходимо понимание руководителей образования всех субъектов Федерации. И, конечно, легитимизация граждановедения как федерального учебного предмета. Оно у нас по-прежнему преподается или экспериментально, или посредством регионального компонента. Уже давно назрела потребность, чтобы этот предмет стал законным, общефедеральным и не зависел от мнения местных властей.

- Что еще требуется для дальнейшего продвижения социального проектирования?

- Следующая проблема, решение которой этому будет способствовать, - это создание центров гражданского образования, подобных самарскому. Они нужны прежде всего на Урале, Дальнем Востоке, Севере. Пока бюджетных центров единицы. Эффект Самарского центра говорит сам за себя. Нам удалось использовать административную поддержку. В итоге - граждановедение в нашем варианте как курс «Основы жизненного самоопределения» стал в области сквозным с 1-го по 11-й классы. В каждой школе, в каждом классе выделен для этого один час в неделю. Плюс, растущий круг очень заинтересованных учителей и методистов. Думаю, что в регионах тоже подобное возможно. Такая потребность, повторяю, назрела.

- Новая программа «К демократическим ценностям - через гражданское образование» будет способствовать дальнейшему развитию проектирования...

- Мне очень нравится идея этой программы. В основе ее лежит технология проекта «Гражданин». Через эту универсальную технологию ребята, с одной стороны, приобретают знания об обществе, функционировании его механизмов, экономической структуре, степени взаимосвязи разных сфер гражданского общества и власти. С другой стороны, они получают возможность каким-то образом повлиять на разные ветви власти, что-то изменить в своем социальном окружении, что-то сделать самим, возможность своей микроячейкой гражданского общества - школьной командой - стать каким-то центром, где могут собраться ребята по интересам.

Опыт социального проектирования сейчас имеется уже более чем в 50 субъектах Российской Федерации. Он показывает, что эти группы становятся очень влиятельными и в школьных коллективах. Нам приятно, что новая программа будет стимулировать работу над проектами в 12 территориях при нашей методической поддержке. Участники установочного семинара-тренинга, который проходил в конце декабря 2004 года в Самаре, теперь в свою очередь проводят в своих регионах различные занятия, тренинги. Затем они займутся организацией конкурсов социальных проектов «Гражданин» тоже на разных ступенях: школа, район, город, область. Очень важно, чтобы все эти координаторы, тренеры четко знали критерии оценки, умели выявлять действительно качественные проекты, которые могут претендовать на участие в финале Всероссийской акции. В дальнейшем мы надеемся, что эти 80-100 команд каждой территории составят своего рода социальную ассоциацию, которая будет состоять из людей неравнодушных, полных желания решить те или иные проблемы. Мы думаем, что тем самым и мировоззренческий климат будет меняться в школьном содружестве.

Очень важно вовлечь в эту работу новые территории РФ, которые именно с этого стартового семинара сделали бы реальный рывок. Идея социального проектирования, хочется верить, станет базой для каких-то граждановедческих курсов, для появления новых отделений нашей Ассоциации «За гражданское образование» и создания новых генераций педагогов-обществоведов, которые будут использовать нетрадиционные методики.

Сейчас пока идет дискуссия о варианте стандарта обществознания по профильности гуманитарно-правовой, исторической и др. Важно внедрять такие курсы, которые в себя вбирают все. Нам было бы интересно, чтобы социальное проектирование в перспективе базировалось на курсах с полифоничной начинкой: экономика, право, политология, социология.

Хочу высказать свое субъективное мнение, что обществознание в тех рамках, каким мы его видим в федеральных курсах обществознания в старшей школе, не всегда отвечает реальным потребностям наших старшеклассников. Сегодня для подростков жизненно необходимо более активное обществознание, которое вводило бы деятельностно их в реальную жизнь. Надо, чтобы материал учебника соотносился с теми событиями, явлениями, которые сейчас происходят. Поэтому, на мой взгляд, наши уроки граждановедения в этом отношении во многом выигрывают.

- Вы, конечно, наблюдали, как работа над проектами в течение нескольких лет влияет на ребят?

- Наши дети выходят из школы более уверенными, знающими, что они хотят, чем это было несколько лет назад. У них благодаря нашему курсу по гражданскому образованию и участию в социальных проектах раздвинулся экономический, политический горизонт. Они ясно себе представляют ситуацию с выборами, происходящими в регионе и в стране, они четко определяют свою будущую профессию. Они знают реальные потребности рынка труда, потому что все это мы обыгрываем с ними на уроках. Уже очевидно, что нынешнее поколение ребят во многом более легко, более спокойно адаптируется в социальном пространстве, нежели те, кто знаний и умений гражданского участия в нашей жизни не приобрел. К нам приезжают дети из других территорий, и мы видим, насколько они отличаются от наших.

- Владимир Петрович, установочный семинар-тренинг для региональных координаторов и тренеров будет иметь свое какое-то методическое продолжение?

- Наш новый проект будет стимулировать создание целой серии методических материалов, которые нужно делать с поправкой на этот семинар. На нем мы уточнили позиции, критерии оценки проекта. Несомненно, новое пособие для учителя будет очень детальным, понятным самым различным категориям педагогов. А впереди перед нами стоит задача создания возможно небольшого, но вполне доступного детям пособия, варианта рабочей тетради, варианта путеводителя по проекту «Гражданин».

Социальное проектирование вовлекает все больше и больше разных людей. Мы надеемся, что Экспертный совет по гражданскому образованию при Комитете по образованию и науке в Госдуме РФ поддержит инициативу по созданию федеральной программы развития гражданского образования.