Реформа госслужбы - это кадровое обеспечение тех перемен, которые начинают наверху реформой местного самоуправления (см. «УГ», №17 ) и административной реформой. В этой области ничего основательно не пересматривалось со времен царствования Екатерины. Сегодня же перемены необходимы оттого, что наше государство изменилось, а госслужба осталась неприспособленной к решению задач, стоящих перед обществом, рассказывает ответственный за реформу первый заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Медведев.

Концепция этого реформирования была утверждена президентом еще в 2001 году. Он пожелал, чтобы госслужба стала мобильной, компактной, приспособленной к требованиям времени. Но пока это остается непростой задачей. Поэтому к концу 2003-го - середине 2004 года будут разработаны необходимые правовые акты, затем подготовлены пилотные проекты для субъектов Федерации.

По законопроекту государственные служащие - это «люди, которые либо исполняют государственные функции от имени государства, либо обеспечивают деятельность госорганов в субъектах Федерации и получают государственное вознаграждение». Определены их категории и группы должностей. Проект не приравнивает понятия «государственные служащие» и «работники, находящиеся на бюджетном финансировании». Согласно новому документу учителя не отнесены к госслужащим. Первый замминистра юстиции Александр Карлин объяснил это тем, что «статус госслужащего подразумевает множество ограничений. Захотят ли они иметь все эти ограничения, в том числе и по зарплате?».

Именно поэтому Комитет по образованию и науке Думы подготовил законопроект о статусе педагогического работника, но пока еще не внес его на рассмотрение Думы. «Предлагается не считать педагогических работников госслужащими, а приравнять их к госслужащим по статусу и социальным гарантиям», - сообщил депутат Олег Смолин. По его словам, этого хотят очень многие законодательные собрания субъектов Федерации.

Принципиальное новшество уже принятого закона: со всеми служащими заключается контракт. Определяется понятие наймодателя и конфликта интересов. На последнем обсуждении депутаты разрешили чиновникам быть членами партий и верующими людьми.

Пока остается еще много нерешенных проблем: старение кадров, не разработан свод правил, которые позволят госслужащему прогнозировать карьерный рост, низкая зарплата ведет к коррупции. А последняя уже стала частью существующего социального порядка, уверен президент фонда «Индем» Георгий Саттаров. Объем коррупции сопоставим с собираемым подоходным налогом, наиболее высока она в судах и высшей школе. А уж величина ее в бизнесе - не менее чем объем бюджета страны.

Реформирование необходимо уже потому, что сегодня чиновники не удовлетворяются «грушами», а норовят приватизировать «сами деревья». Теперь уже главное - не быть богатым, а повелевать богатыми. Захват чужой успешной собственности и бизнеса через институт банкротства, административная агрессия - вот приметы нашего времени. Условиями для реформирования Георгий Саттаров считает реальную открытость власти, СМИ и бизнеса.

Сейчас готовится и следующий законопроект - о государственной гражданской службе - некий аналог Трудового кодекса для госслужащих. В основе подбора кадров, как предполагается, будет конкурс (кроме военной и правоохранительной службы), но скорее всего до определенного уровня - ниже начальников управлений.

Один из сильных «якорей», удерживающих кадры на рабочих местах, - это социальный пакет, то есть те блага, которые даются помимо зарплаты. «С учетом возможностей государства отказ от него сегодня неактуален», - признался Дмитрий Медведев. Предполагается постепенное сворачивание льгот с возмещением их зарплатой, но сколько времени потребуется на это, неизвестно.