Вспоминается одно из последних ключевых общений. Девочка по имени Д. встретила меня в коридоре школьного здания спустя 5 лет беспробудного общения с ней на предмет бесконфликтности в общении с одноклассниками, учителями и родителями (уникальный троичный случай). Так вот, подошла спустя пять лет и сказала: «Игорь Геннадьевич, может, обозвать кого-нибудь, чтобы снова поконфликтовать, чтобы попасть к вам на разбор «полетов»?!»
А начинается диалог с самого простого - с причины, почему ребенок ко мне пришел (а точнее, со следствия). Например, с фразы: «Она меня обзывает». Прошу выделить главное слово в этой мысли (не с точки зрения филологии, а с точки зрения причины нарушения внутренней гармонии). Как правило, последовательность выбора этого главного слова такова: 1) «обзывает», 2) «она» и только потом методом исключения  3) «меня»! А дальше начинается работа (пошаговая).
Мы сами причина всего происходящего с нами. Задаю вопрос ребенку: «Кем ты по жизни хочешь быть - причиной или следствием?» Большинство детей сразу, не задумываясь, отвечают: «Следствием». Дальше пытаюсь выяснить, понимают ли они суть таких понятий, как «причина» и «следствие». Если учащиеся не могут привести примеры, то сам на примере непотушенной сигареты и пожара предлагаю определить, что было причиной, а что -  следствием. Далее рисую схему, в которой ребенок (выбравший роль следствия) всегда будет являться пожаром и зависеть от действий других людей, которые могут оставлять непотушенные сигареты где попало. Говорю более жестко: «Ты хочешь, чтобы тебя постоянно все доставали по жизни? Ты хочешь, чтобы жизнь управляла тобой или ты управлял жизнью?» Тогда ребенок не соглашается. Он переходит с орбиты в центр круга, становясь причиной всего происходящего. Он становится хозяином своей жизни. (См. схему 1.)
До объяснения понятий (находится на орбите, он вращается вокруг всех). (См. схему 2.)
После объяснения понятий (находится в центре, вокруг него вращаются) возвращаемся к фразе «она меня обзывает» на новом витке.
Далее спрашиваю ребенка, кто для него является лучшим учителем по жизни. Нет, не тем, кто обязательно преподает нам предметные уроки, а тем, кто может изменить тебя (родитель, учитель, друг семьи, тренер...). Ребенок завершает фразу: «Учитель - это человек, который...» Далее я рассказываю о своей версии понимания сути вопроса. Можно и не погружать ребенка в энергоинформационную структуру строения человека, но рассказать ему на уровне третьего (астрального) тела, что эмоции часто подталкивают нас на поступки, о которых мы потом жалеем. Главными учителями на данный момент в нашей жизни являются те, кто нас сильно эмоционально раздражает, напрягает, утомляет. Как правило, это те люди, в которых мы признали (согласно зеркальному закону) те нехорошие качества, которые в себе в силу имеющейся гордыни признать не можем. Далее спрашиваю ребенка, кто его на данный момент сильно раздражает (это могут быть одноклассники, родственники, учителя-предметники), прошу назвать несколько. Рисую схему «Мои великие учителя» и ставлю задачу избавления от них (эмоционального, ментального). Говорю о том, что по ходу жизни могут появляться новые. Но появляются они только для того, чтобы изменить нас! И в этом есть предназначение этих великих учителей. (См. схему 3.)
Когда ты избавишься от учителей, ты можешь считать себя совершенным (в плане изучения конфликтологии). Однако это большая редкость, но стремиться к этому нужно.

Закон зеркала
Далее прошу назвать три качества, которые не нравятся, раздражают, напрягают данного ребенка (как потом мы с ним вместе понимаем, они присутствуют в обидчике или в том, с кем данный ребенок конфликтует (например, мой собеседник называет жадность, болтливость, высокомерие). Далее, дублируя эти три качества, говорю потерпевшей стороне, что в самом ребенке присутствуют эти три качества. Рассказываю про зеркальный закон, который говорит нам о том, что мы себя любим и не в состоянии признать в себе негативные (на наш взгляд) качества, поэтому ищем в жизни людей, которые ими обладают, и люто их за это ненавидим. Таким образом, находя в обидчике неприятные качества, мы получаем уникальную возможность работать над собой, признав их в себе, с целью избавления от них. Кстати, потом мы возвращаемся к нашим учителям на схеме и понимаем, что учителя (с кем мы конфликтуем) обладают тем же набором названных нами качеств. Есть один из главных законов в жизни - подобное притягивает подобное! Мы сами как магниты притягиваем в свою жизнь других людей, давая им энергетическую, эмоциональную, ментальную подпитку.

Эмоциональная зависимость
И подпитка обидчика или того, с кем ты вступил в конфликт. Есть три эмоциональных уровня, на которых мы можем взаимодействовать с людьми:
«+» - позитивное подкрепление, симпатии, похвала;
«-» - негативное подкрепление, ненависть, неприязнь;
«0» - инвалидация (value - англ., «ценность»), обесценивание.
На первых двух уровнях идет эмоциональная подпитка. Это трудно сразу понять детям, но это так. Мы эмоционально зависимы от того, будет ли это позитивное подкрепление или негативное! Раз нас эмоционально цепляют, значит, мы к этому человеку неравнодушны. Надо сделать так, чтобы мы были к нему равнодушны, если пока не хватает мудрости позитивно воспринимать его. Поэтому только тогда, когда мы сможем инвалидировать человека и посадить его на голодный эмоциональный паек, только тогда мы разорвем с ним эмоциональную нить и сделаем его для нас незначимым, а, по сути, переведем его из разряда причины в разряд следствия.

Боковые ходы
И все-таки нам нужно как-то реагировать на «обидчика». Для этого есть латеральное мышление и боковые ходы. Мы пытаемся вспомнить последний вербальный контакт и как ребенок реагировал (стандартно) на брошенную «обидчиком» реплику. Я объясняю ребенку, что схема «дурак - сам дурак» неэффективна. Это линейная схема, которая ведет к разжиганию конфликта. И учу строить ребенка «боковые» (перпендикулярные) ходы. У этих ходов два правила: 1) не зацепить оппонента (говорить не о нем), 2) ход должен быть неожиданным (если мы готовы посмеяться, то над самим собой, а это большое искусство). Самое главное в этих конфликтах, что мы растем сами, и они нам посланы ради нас самих!
Пример. Десятикласснику - профессиональному хоккеисту учитель постоянно твердил: «Тебе не дана литература!» Тот постоянно обижался. Мы придумали «боковой» ход, и ученик написал за зимние каникулы сочинение на тему «Жаль, что мне не дана литература...». Это свое сочинение он подарил учителю. Учитель был в культурном шоке, они подружились. Привожу выдержки (начало и конец). Конечно, в конце я ему помог со стихами:
«Жаль, что мне не дана литература...
Современный мир - это постоянный бег наперегонки  с массой непредвиденных препятствий, это скорость, которая, как ветер, свистит в ушах и не дает человеку ни на миг остановиться и оглянуться вокруг... На секунду замедляешь бег - конек врезается в лед, вздымая вокруг себя белую пыль, и вдруг замечаешь медленно падающие с неба снежинки... Жаль, что мне не дана литература. Я не умею писать стихи. А вот если бы все-таки сумел, думаю, все обернулись бы на мои любимые снежинки, рассмотрели бы их красоту и научились бы просто радоваться жизни... Но я не поэт. Мне не дана литература. Я спортсмен. Нет, это совсем не грусть - я просто констатирую факт. Бесконечная череда тренировок просто не дает замедлить или изменить сложившийся распорядок занятий. Постоянная спешка не дает взяться за книгу всерьез и по-настоящему, хотя иногда так хочется ощутить блаженство общения с великим писателем...» Дальше  про Толстого, Булгакова... И заканчивалось так:
«Жаль, что мне не дана литература. Жаль, что не дано писать стихи. Но если бы мне было это дано, то свои первые стихи я бы посвятил моему любимому учителю литературы И.Д.
И звучали бы они примерно так:

Мне не дана, увы, литература.
Но до поры, Учитель, до поры.
Господь мне дал хоккейную
фигуру:
Все для ее Величества ИГРЫ.
Не для стихов я создан -
для хоккея,
И в этом настоящий
мой прикол.
Забитый гол я выращу, потея.
И вам я посвящу тот
самый гол!»

Правило мудрости
Спрашиваю у детей, чем умный человек отличается от мудрого? Обычно детям, да и взрослым, подчас трудно даже версии высказать по данному вопросу. Далее после выдвинутых версий предлагаю свое понимание. Умный человек, совершая какие-либо действия, думает только о последствиях, которые отразятся на нем самом, упрощенно говоря, думает только о себе и своем благе, связанном с совершаемыми им действиями. Мудрый человек вплетает в последствия всех, на ком могли бы отразиться его действия, то есть думает о последствиях, которые окажут влияние на всех участников взаимодействия. Упрощенно говоря, умный думает только о себе, а мудрый - обо всех. На самом деле в этом подходе заложена глубокая мысль. Умный разделяет себя с целым, а мудрый пытается все части собрать в целое.
Разумеется, данное общение должно быть согласовано с родителями (официальными опекунами) ребенка и самим ребенком. Если у ребенка после нашего разговора возникает желание забрать с собой нарисованные нами схемы, то никаких препятствий нет. Тем более что многим хочется поделиться этим со своими родителями и одноклассниками.