ГТО - обязательная идеологическая составляющая советской эпохи, один из ее важнейших социокультурных символов. Знак ГТО встречается в поэме Самуила Маршака «Рассказ о неизвестном герое», он был на груди у парня, спасшего девочку от пожара.
В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы, а с 2016-го сдача ГТО стала обязательным пунктом школьной программы и учитывается сейчас при поступлении в вузы. По данным опросов населения, сегодня эта практика получает как положительную, так и отрицательную оценку. Мнения о мотивации, которая заставляет ребят сдавать нормы ГТО, тоже различаются: кто-то видит здесь в первую очередь гражданско-патриотические мотивы, кто-то - стремление к престижу, к денежным призам или получению баллов, отмечают и другие причины стимулирования. Мы расспросили учителей физкультуры о том, актуально ли, по их мнению, возвращение норм ГТО, каковы его основные задачи и как различается отношение к сдаче ГТО в разных возрастных группах.
Так, Юлия Рожнова, учитель школы №1353 Зеленограда, выступает за сохранение этой практики и считает, что «простых уроков физкультуры явно недостаточно - особенно для детей, которые не занимаются в спортивных школах и секциях». Юлия Николаевна также отметила воспитательную роль спортивных праздников, связанных с внедрением норм ГТО. Эти праздники активно устраиваются в том числе и в ее школе. На наш вопрос о том, мотивированы ли сами дети на сдачу норм ГТО, педагог ответила:
- Мотивированы пока только старшие классы, так как наличие золотого значка ГТО прибавляет несколько баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы, а особенно тем ребятам, которые хотят продолжить обучение в спортивном направлении. Для них значок ГТО является неоценимым.
В отношении младших классов, констатирует педагог, школа пока не предполагает практики массовой популяризации ГТО - скорее участие «малышей» имеет характер добровольного. Школа тем не менее уделяет много внимания объяснению значимости ГТО начиная с самого раннего возраста.
- Уже второй год мы активно продвигаем ГТО, - рассказывает Рожнова, - у нас во всех зданиях школы висят большие стенды, где мы расписываем, с чего начинать, как надо сдавать, как регистрироваться. О ступенях ГТО наши дети узнают уже с шести лет. Мы тщательно фиксируем, кто, что и сколько сдал по классам.
Отвечая на вопрос о том, зачем это нужно ей самой, Юлия подчеркнула важность поступательного приобщения к разным видам спорта и отметила:
- Очень хочется, чтобы в дальнейшем ребята занимались спортом со своими семьями. Моя миссия заключается в том, чтобы они потом вспоминали: вот у них был такой учитель, который рассказал о важных видах спорта, не только о футболе. Стараюсь убедить в значении физического развития для личности.
В перспективах же развития ГТО, по словам Рожновой, многое зависит от конкретной школы и от личности педагога:
- Если мы будем продолжать стремиться к спортивному просвещению школьников, то у этой практики окажется хорошее будущее, а если опустим руки, то отношение детей к этой теме станет соответствующим - они тоже прекратят об этом говорить и думать.
Учитель зеленоградской школы №719 Андрей Тузлуков настроен более пессимистично. Цели ГТО сегодня, по его мнению, должны быть такими же, как в советское время. Что касается различия в мотивации, то, уверяет учитель, именно в младших классах у ребят больше азарта, стремления доказать свое первенство, тогда как к десятому-одиннадцатому классам этот азарт уходит. Мотивация старшеклассников более меркантильная, и связана она прежде всего с получением баллов или отсутствием необходимости в них. На вопрос о его собственной мотивации учитель ответил так:
- Я считаю, что ребенок должен получать всеобщее образование. К сожалению, наша сегодняшняя беда в том, что многие предметы, такие как физкультура, рисование, считаются необязательными. Когда я учился в школе, не было главных и неглавных предметов - от всех требовали одинаково. Но чем больше областей, в которых человек может себя раскрыть, тем больших успехов он достигает в той области, которую выбрал для себя главной. Девяносто - девяносто пять процентов знаний, которые ученик получает в школе, в дальнейшем ему не пригодятся, но те нейронные связи, которые образуются в мозгу при усвоении этих знаний, - вот они-то ему и нужны. А физкультура в этом смысле просто незаменима, потому что если в математике есть ординарные задачи, то в физкультуре нет даже двух одинаковых движений: обстановка все время меняется.
Физкультура, по мнению Тузлукова, «не котируется», и заниматься ею или не заниматься - сегодня зависит исключительно от настроя и потребностей самого ребенка.
Подводя черту под столь сложной темой, нельзя не сказать, что ГТО - еще один способ обратить внимание детей на спорт. Пусть он внедряется не повсеместно и не так активно, как многим бы хотелось, тем не менее это задел для здорового будущего любого подрастающего организма. И пусть из тех, кто сейчас получает значок, спортсменом станет каждый десятый, а может, даже и сотый - смысл всякой глобальной акции - ее массовость. А если обратиться к цифрам, то даже скептикам придется признать, что ничего лучше, чем подпитка соревновательных инстинктов, попросту не придумано.