Несколько неосторожных слов, и муха превращается... муха превращается... Угадали!
Потенциальная проблемная ситуация, свойственная современной школе, - это общение родителей класса посредством чата в социальной сети (вотсап, вайбер). Подобного рода взаимодействие имеет как плюсы, так и минусы. Оно снимает ряд условностей, тем самым провоцируя возникновение конфликтов. Личная, а порой интимная информация о некоторых детях или родителях становится всеобщим достоянием. По ту сторону экрана, не видя собеседника, гораздо проще высказать все, что думаешь о нем, не стесняясь в выражениях. Сокращенные слова, виртуальный сленг, массовость общающихся способствует возникновению недопонимания, слухов, сплетен, безосновательному накручиванию ситуации. Получается «испорченный телефон» в классическом варианте...
И в результате мы получаем пресловутого «слона» вместо той самой «мухи».
Бывает, что родители включают в виртуальную группу классного руководителя, тем самым вовлекая и его в конфликтную ситуацию. Но даже если учителя нет в этой группе, разрешать возникшую проблему ему все равно приходится.

Как находить общий язык с «виртуальными иностранцами»?
Интернет-технологии прочно вошли в нашу жизнь, привнеся в нее так называемый виртуальный сленг. Он буквально заполонил речь подростков и молодежи. Зачастую молодые люди употребляют модные словечки, до конца не подозревая, что они означают, тем самым провоцируя конфликтные ситуации, особенно в Сети. Нередко мы слышим от подростков такие слова: «фейк», «жиза», «авва», «фалловеры», «хайп», «быть на хайпе», «хейтить», «агриться», «рофлить», «бомбить». Вы знаете, что они означают? Как бы вы отреагировали, услышав в свой адрес подобное? Как правило, первая реакция взрослого человека - удивление и непонимание, а затем и раздражение, и агрессия. И если родитель еще может себе позволить выплеснуть раздражение на собственного ребенка, то учителю это не дозволительно. Представьте себе, учитель слышит от учеников такие фразы: «Да это же полный зашквар!» или «Васька у меня прогу сляпсил!», «Ты меня застанил! Васька же нуб!» Как на это реагировать? Как, не попав впросак, вмешаться в подобный разговор учеников, тем более если назревает конфликт? Согласитесь, не так-то просто найти общий язык с подростками, а тем более с «виртуальными иностранцами».
Поэтому современный педагог - это уже не только стрессоустойчивый, выдержанный, толерантный, открытый, доброжелательный, корректный, уважающий честь и достоинство обучающихся, владеющий искусством слова и культурой речи человек. Он же идущий в ногу со временем, то есть владеющий знаниями о речевой культуре современной молодежи, умеющий вывести общение на высококультурный уровень, разрешить любую сложную ситуацию, связанную в том числе и с виртуальным сленгом.

Главное - не забыть о ребенке!
Порой, увлекаясь высокими целями (мы ведь готовим детей к будущей жизни в обществе, где развиты высокие технологии!), мы забываем о самом ученике. О ребенке, который и не подозревает о нашей миссии. Мы стараемся вложить в его голову все, что знаем сами, заставляем выучить и отчитаться о проделанной дома работе. Или же, наоборот, следуя последним рекомендациям, пытаемся сделать из ученика исследователя, первооткрывателя.
Но где же та золотая середина, которая так важна в любом деле?
Вопросом этим задаются многие учителя, стремящиеся не потерять лучшие достижения школы и не упустить при этом возможности, которые дает инновационный подход.
К тому же урок не единственное, в чем ученик может проявить себя. Поэтому каждый педагогический коллектив должен стремиться помочь ребенку найти тот путь, на котором ему самому захочется делать открытия, творить и совершенствоваться. Школы сегодня предлагают большой выбор программ дополнительного образования различной направленности, развивают предпрофессиональное образование, олимпиадное движение, проектную деятельность, ученическое самоуправление... Только давайте помнить, что мы делаем это для наших детей. Ведь помимо подготовки к будущей взрослой жизни они именно сегодня проживают свое детство. И оно должно быть счастливым.
В противном случае... Именно сегодня своим бестактным замечанием по поводу внешнего вида, сделанным перед всем классом, учитель создал неприятную ситуацию, о которой ребенок будет помнить всю оставшуюся жизнь. Мы жалуемся на грубость подростков, но не осознаем, что по большей части они произносят эти слова в ответ на наши, тоже не самые тактичные. Именно сегодня, снизив оценку за правильно выполненную работу по математике по причине не очень аккуратного почерка, учитель лишил ребенка желания стараться (а цель-то была совсем другая). Именно сегодня учитель позволил себе при родителях неосторожные слова в адрес одного из учеников и тем самым втянул его в конфликт. Именно сегодня ребенок в школе плакал, потому что упал и ударился, а учитель не заметил этого...
Давайте беречь наших детей!

Учим по-новому, но учитель по-прежнему в центре
Все мы прекрасно понимаем, что невозможно учить по-старому новое поколение детей в эпоху информации и инноваций. Изменения эти касаются не только глобального обновления в части оснащения и технологий обучения. Никто уже не удивляется школьным лабораториям, медицинскому и инженерному оборудованию, 3D-принтерам, обучению школьников на инновационных предприятиях, заключению отложенных трудовых договоров со школьниками, конструированию роботов начиная практически с детского сада... Инженеров и врачей готовят теперь со школьной скамьи. Раньше в школах были только профильные классы, например физмат или биохим, а теперь предпрофессиональные - медицинские, инженерные, кадетские, академические. Мегапроект «Московская электронная школа», связанный с информатизацией, будет распространен на российские школы.
Но центральной фигурой в школьном образовании по-прежнему остается учитель, который учит, готовит к жизни, воспитывает, социализирует, прививает культуру. Школа объединяет детей и взрослых - педагогов и родителей, и идеальной почвой для выстраивания нормальных взаимоотношений являются, конечно же, взаимоуважение и ответственное отношение каждого к своим обязанностям и правам (так же как и к чужим правам).
Но все мы знаем, что ситуаций, когда возникает непонимание между учителем и учеником, учителем и родителем, немало. И, к сожалению, не всегда удается разрешить спор или уладить конфликт до того, как он вышел за рамки обычного разногласия. Виной тому может быть и некомпетентность педагога в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций, и нежелание обеих сторон услышать и понять друг друга, признать вину или ошибку.
Бывают ситуации, когда доходит до откровенного неприятия, агрессии. К примеру, родители могут активно не принимать проблемного ребенка в классе или группе. Они требуют, чтобы его убрали, перевели, и не важно, куда. В другую школу, другой класс, группу... лишь бы подальше от их детей. Начинают обвинять педагогов в бездействии (раз ребенок по-прежнему в классе или группе, значит, педагоги бездействуют!). Никто из них не хочет задуматься о том, что этот ребенок находится в сложной, порой трагической жизненной ситуации, что ему нужна помощь. И что он тоже имеет право не только на образование, но и на сочувствие, принятие. Часто такого ребенка провоцируют на агрессию одноклассники, которые дома слышат о том, какой это ужасный ребенок, а потом их родители говорят педагогам: «Вот видите? Что мы говорили? Он агрессивен!»
Что может сделать школа в такой ситуации? Взять ребенка, семью на внутришкольный учет и работать с ними, подключить психологов, сотрудничать со службой опеки, подразделением и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, если ситуация этого требует. Эта работа не видна родителям, потому что не может быть широко рекламируемой, но она ведется. Иначе просто быть не может.
В то же время трудно переоценить человеческий разговор. Не так уж трудно понять друг друга, ведь все мы сталкивались с теми или иными проблемами, трудностями... Главное - найти правильные слова.
Понятия «образовательная услуга»
и «проблема»... иногда синонимы?
Понятие «образовательной услуги», предоставляемой школой, которое укоренилось в сознании родителей, стало сегодня неким предвзято-требовательным отношением: вы оказываете нам услугу, и мы хотим ее получать именно в том виде, в каком мы себе это представляем. И ни в каком другом. К примеру, родители хотят, чтобы именно этот учитель-предметник учил их детей, и только он.
А иногда случается так, что оказываются ущемлены права или нарушена безопасность одного из детей класса или группы. А это значит, что, как бы ни устраивала имеющаяся ситуация родителей остальных детей, чьи права и безопасность были соблюдены, оставить все как есть не получится. Не всегда родители хотят с этим мириться, да и вообще задумываться, если ситуация не затронула их лично. И они требуют, чтобы все осталось, как было раньше.
В подобных ситуациях не остается ничего другого, кроме как, приняв необходимые меры, общаться, разъяснять и совершенствовать организацию образовательного процесса до тех пор, пока ситуация не будет разрешена.

Как повести себя в конфликтной ситуации?
В первую очередь выйти из зоны конфликта, занять позицию третейского судьи (если конфликт произошел в виртуальном пространстве, то вывести его в пространство реальное). А затем действовать в рамках законодательства, дополнительно используя ресурсы, которые имеются в образовательной организации (психолого-педагогическая служба, служба медиации, комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса). Самостоятельное разрешение конфликта требует от педагога виртуозного владения искусством медиации, такими ролями, как арбитр, третейский судья, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.
Необходимо помнить о том, что многие конфликтные ситуации гораздо легче предупредить, чем потом расчищать «авгиевы конюшни». А для этого надо быть не на словах, а на деле внимательными к детям и их родителям. Не забывать регулярно мониторить ситуацию в классном коллективе на предмет его благополучия, возникновения сложных ситуаций. Своевременно подключать специалистов для разрешения последних. Систематически и максимально достоверно доводить информацию о процессе обучения и воспитания детей до их родителей. Вместе с родителями отрегулировать средства и формы взаимодействия родителей, и если в этот список будут включены интернет-ресурсы, то заранее договориться о правилах общения в них. Проводить с родителями семинары и тренинги по конфликтологии.

Моральный кодекс педагога
К педагогам предъявляются высокие этические и моральные требования. Но не менее важно то, какие требования предъявляют педагоги сами к себе, какую оценку они дают своим действиям в ситуациях, когда, увы, приходится признать - что-то пошло не так.
Особенность профессии педагога в том, что он учит и воспитывает других. Чтобы научить другого чему-то хорошему, нужно самому этим обладать. Равнодушный человек не научит сочувствию. Мстительный - благородству и умению прощать. Обидчивый - снисходительности. Лицемер не научит честности с собой и другими.
В педагогическом сообществе сегодня происходят изменения, некая переоценка ценностей. Если раньше в случае конфликтов или жалоб было негласно принято вставать на сторону «своих», чтобы не подвергать сомнению авторитет педагога, то сегодня педагоги выбирают непростую, но честную позицию. Если случилось так, что педагог повел себя непрофессионально, да и по-человечески некрасиво, то единственный способ для коллектива остаться честным перед собой и другими - это признать вину. И не просто признать, а дать оценку тому, что произошло. Да, образовательная организация должна заботиться о своем имидже, но интересы детей, их безопасность важнее. И если педагогический коллектив честно признал проблему, пусть даже в ущерб имиджу школы, - это уже половина ее решения.

Безопасность в приоритете
У педагога есть свои должностные инструкции, которые он обязан исполнять. Их неисполнение ставит под угрозу образовательный процесс и, что самое страшное, жизнь и здоровье детей.
Безопасность - это приоритет. Родители доверили школе своих детей. И в школе с ними не должно случиться ничего плохого. Отвечают за это педагоги. Но если все-таки что-то с ребенком произошло, то как будет развиваться ситуация - зависит от педагога, который рядом. От его четких и грамотных действий (а сейчас педагоги хорошо знают, как нужно действовать в чрезвычайной ситуации, разработан специальный алгоритм) зависит дальнейшее. Сможет ли педагог стать ребенку самым близким человеком в этот момент? Дать ему всю свою поддержку, сочувствие, внимание? Что скажет родителю при встрече? Признает ли вину, выразит ли сожаление?
Если он оказался на это не способен, приходится принимать трудные решения, потому что возникает вопрос: а должен ли такой человек вообще работать в школе?
К счастью, большинство педагогов обладают необходимыми душевными качествами помимо профессионализма.
Мы желаем нашим коллегам, чтобы в их профессиональной жизни было как можно меньше конфликтов. Но если уж случилось... пусть всегда хватает душевных сил и мудрости, честности и профессионализма.

Анастасия МОХОВА,
Виктория ИВАЩЕНКО,
Ольга ЖДАНОВА,
Мария МАРКОВА,
Наталья ГАНИНА,
Ольга РОСЛЯКОВА,
школы №1528, 1557, 718