Александр СТЕМПКОВСКИЙ, ученый, академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, директор Института проблем проектирования в микроэлектронике РАН, академик-секретарь Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН:

- Мне кажется, что современная школа не полностью справляется с теми вызовами, которые бросает ей изменившийся мир. Ни для кого не секрет, что существует определенная зависимость от окружающей нас информационной и интернет-среды, и мы не всегда можем проконтролировать и направить детей в потреблении этой информации. С другой стороны, детям стало гораздо проще узнать что-то, чем раньше. На мой взгляд, дальнейшее развитие технологий приведет к более массовому внедрению дистанционного обучения (особенно в начальных классах) и к определенному всплеску методик самообразования в средней и старшей школах.
Уже изменилась и, думаю, еще значительнее изменится и роль преподавателя. Ему на смену придет своего рода виртуальный учитель. Важно уже сегодня активнее поддерживать развитие одаренных детей в каких-то отдельных областях знаний. Это, на мой взгляд, особенно актуально в старших классах. Разрабатывать индивидуальную траекторию развития для того или иного школьника тоже кажется проще при дистанционной форме получения образования. Убежден, что грести всех под одну гребенку до выпускного класса не совсем правильно. Если у человека просматриваются выдающиеся данные в какой-то области, нужно сконцентрироваться на этом. Цифровые возможности облегчают выполнение этих задач.
Если говорить о себе, то я учился в школе с углубленным изучением физики и математики. В старших классах при всех положительных характеристиках учреждения, где я проходил обучение, я почувствовал своеобразный недостаток образования. По этой причине я записался в заочную школу при Московском физико-техническом институте и регулярно ездил в Долгопрудный, чтобы участвовать в олимпиадах, прослушивать специальные курсы, решать на порядок более сложные задачи, чем те, которые предлагались нам в школе. Хорошо помню, что я очень много занимался дома, особенно в десятом и одиннадцатом классах. Школьные задания решались мною быстро и без особого интереса. Что любопытно - все эти поездки и дополнительные занятия были моей собственной инициативой. Никто меня к этому не подталкивал.
Возможно, именно поэтому мне очень нравится городской проект «Университетские субботы», когда школьники могут познакомиться с преподавателями вузов, представить себя студентом того или иного факультета, осознанно подойти к выбору будущей специальности. Знаю, что немало студентов меняют выбранный факультет в первые же годы обучения. А это досадная потеря времени и сил! Подобные проекты - экскурсии на производство, может быть, даже прохождение практики - позволяют минимизировать шанс на ошибку.
Со школьниками я, к сожалению, общаюсь достаточно редко, но если судить по моим дочерям, то это поколение, безусловно, отличается от всех предыдущих. Вся их жизнь связана с технологиями, ведь они выросли около компьютеров. К счастью, я тоже достаточно прогрессивный человек и, что называется, остаюсь с ними на одной волне. Мне легко общаться, используя все разнообразные средства связи, программы, мессенджеры и так далее. Тем не менее не могу не отметить, что реального общения становится гораздо меньше. Вернее, оно трансформируется, становится компьютерным, цифровым. Это, на мой взгляд, общая проблема.
Если говорить о будущем существующих профессий, то наш мир переходит к цифровой экономике, к цифровому управлению, поэтому с этой точки зрения все современные специальности неизбежно будут претерпевать изменения. Можно выявить эти процессы уже сейчас. Например, в тех же научных исследованиях совсем по-новому решаются проблемы с помощью методов, о которых раньше попросту никто не слышал, не знал и не думал.
Мне кажется, что в будущем велика вероятность того, что человек будет в меньшей степени задействован на рабочем месте. Скажем, только до обеда, и то не каждый будний день. В таком случае у человечества освободится время не только для отдыха, но и для реализации творческого потенциала. Люди будут значительно больше читать, сочинять, путешествовать и так далее. Это будет жизнь более богатая для самовыражения личности, для познания мира во всем его многообразии.

Юрий ЧАПЛЫГИН, академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, президент Национального исследовательского университета «МИЭТ»:
- Если уж так по большому счету говорить, то, наверное, ни общество в целом, ни школа с напором информации полностью не справляются, не успевают на них реагировать. К тому же обрушивается как позитивная, так и колоссальное количество негативной информации - это, по-моему, проблема. Тем не менее я бы хотел отметить, что школа очень сильно изменилась, и изменились технологии преподавания. Но я сужу о лучших зеленоградских школах, с которыми последнее время имею опыт общения. Безусловно, информационные и цифровые технологии будут завоевывать все большее пространство в образовании, другого пути нет. Но мне бы очень не хотелось, чтобы ушел мыслительный процесс. В конце 70-х - начале 80-х, я работал ассистентом на кафедре «Общая физика» МИЭТа. Тогда появились калькуляторы. Это сразу привело к тому, что люди перестали устно считать. Хотелось бы, чтобы из школы не ушли книги, во-первых. И второе - устный счет. Это такая гимнастика ума, которую трудно чем-то заменить.
Что касается моей учебы, то у меня была золотая медаль. Школа, без преувеличения, дала мне путевку в жизнь. Поскольку это была школа №6 города Курска с физико-математическим уклоном, туда набирали детей со всего города и области. Там была жесткая обстановка, в которой каждый стремился быть лучшим среди лучших. Я до сих пор звоню своему учителю физики. Ему уже перевалило за девяносто лет и, слава Богу, он жив. Со школой в моей жизни связаны самые лучшие воспоминания, за что ей спасибо.
Если говорить о специальностях, которые будут востребованы в ближайшие 10-20 лет, то, конечно, это все, что связано с информационными технологиями, наукой в широком смысле этого слова - биологией, биотехнологией. Но одно дело сами технологии, другое дело - их инструментарное обеспечение: электроника, которой я всю жизнь занимаюсь. Наш Зеленоград, можно сказать, центр электроники в России. Вот без нее никак, потому что ни медицинские установки, ни транспорт, ни космос - ничего не может обойтись без высокого интеллекта. А реализация этого интеллекта - это электроника.
Сегодняшние дети, конечно, отличаются от тех, какими были мы. И они все разные. Безусловно, они знают на сегодняшний день (во всяком случае, те, кто хочет знать) больше, чем мы. Потому что у нас все-таки книга была источником знаний. Вот у меня, например, в самых старших классах только появился телевизор, и вряд ли мы оттуда много узнали. Мотивированные дети, конечно, гораздо больше знают, больше ориентируются, у них больше возможностей. Но, как всегда, движение вперед имеет как позитивные, так и негативные стороны, потому что значительный негативный информационный поток тоже делает свое дело.

Геннадий КРАСНИКОВ, академик РАН, доктор технических наук, профессор, генеральный директор АО «НИИМЭ», председатель совета директоров ПАО «Микрон»:
- Мне трудно говорить о современной школе, поскольку я работаю не со школьниками, а в лучшем случае со студентами старших курсов и аспирантами высших технических учебных заведений. Конечно, современный мир благодаря технологическому развитию меняется на глазах. И будущее, безусловно, закладывается уже на школьной скамье. И в этой связи перед школой стоит очень сложная задача: как грамотно сформировать образовательные программы, чтобы они соответствовали тем изменениям, которые происходят в жизни? Раньше все было намного проще: учебные программы годами существовали без изменений, так как были достаточно хорошо сбалансированы. Сейчас, конечно, все намного сложнее. Современная школа находится в постоянном поиске этого баланса, так как мир развивается намного динамичнее, и, как мне кажется, справляется со своей задачей. Школа будущего должна как можно раньше определять в детях их склонности к тем или иным предметам и в процессе обучения давать не только знания, но и тягу к постоянному совершенствованию и самостоятельному поиску новых знаний, тем более что доступ к ним сейчас очень упростился.
Если говорить обо мне лично, то мои математические способности проявились очень рано. Я учился и с отличием окончил очень известную математическую школу: несколько ее выпускников, включая и меня, стали впоследствии академиками. Успеваемость была отличная. Я не просто хорошо учился, но был победителем городских и областных олимпиад по математике и физике.
Меня часто спрашивают о профессиях будущего. Считаю, что в ближайшие 10 лет будут очень востребованы различные технические специальности, связанные в первую очередь с развивающимися цифровыми технологиями.
Сравнивать мои школьные годы и современную школу трудно - это же было совсем другое время, да и класс мой был очень необычным. Я всегда рад общаться с современными школьниками - у меня дочь учится сейчас в 8-м классе на «отлично». Наверное, в связи с развитием современных технологий нынешние школьники стали более общительными, коммуникабельными, привыкшими к появлению разных технологических новинок.