Задача эта, спору нет, для школы довольно трудная, хотя бы уже потому, что школьная программа не в полной мере адаптирована к ее решению. Но первые шаги сделаны: введение новых курсов с выраженными межпредметными связями уже вызывает большой интерес у наших учеников, расположенных к инженерной мысли и труду. А с 2015 года наша школа участвует в проекте «Инженерный класс в московской школе», благодаря чему мы обеспечены современным оборудованием.

Курс «Прототипирование электрических схем» в школе №1557
К сожалению, пока еще не отработаны инновационные методики спецкурсов по инженерным направлениям, ведь разработка таких методик - дело рук самих педагогов. Нам повезло, потому что в нашей школе работает учителем специалист с 20-летним инженерным стажем, который принимал участие в реализации крупных национальных проектов еще во времена СССР: это и компьютерная обработка снимков с летающих космических аппаратов во Всесоюзном НИИ электромеханики, и компьютерная томография токового слоя плазмы  в Институте общей физики АН СССР, и разработка методов компьютерной томографии для отечественных промышленных томографов в НИИ спектроскопии, и наконец создание 3D-модели сердца для компьютерной ангиографии на промышленном синхротроне в Зеленограде (сегодня - центр коллективного пользования «Синхротрон»). Такому специалисту, конечно же, под силу создание программ инженерного направления для школьников.
Так, с 2017-2018 учебного года для обучающихся инженерных классов в нашей школе реализуется спецкурс по схемотехнике. Интересно, что изначально это была тема проекта для команды десятиклассников нашей школы по разработке устройства носимой электроники.
Необходимо пояснить, что вышеупомянутый проект был задуман с целью решить проблему безопасности школьников на дорогах города. Это устройство со световой индикацией «Светлячок» для повышения взаимопонимания велосипедистов и других пользователей современного мобильного транспорта на дорогах. Тема очень актуальная как для активных тинейджеров, так и для всего энергичного работоспособного населения России.
Все этапы разработки этого проекта были новы для наших ребят: изучение основ прототипирования на беспаечных макетных платах, знакомство с современной элементной базой схемотехники, овладение навыками пайки, лазерно-утюжной технологии, расчет электрической схемы изделия, симуляция работы электрической схемы прототипа изделия в среде компьютерного моделирования, трассировка и изготовление промышленных образцов печатных плат при помощи САПР KiCAD... Все это было терпеливо и с увлечением изучено и отработано. А этапы реализации проекта в дальнейшем удачно трансформировались в модули нового спецкурса.
В итоге была получена печатная плата электрической схемы изделия с выбранной топологией расположения светодиодных лент и микроконтроллером.
Немало времени и сил было уделено разработке промышленного дизайна опытного образца. Так, дизайн рисунка светящихся светодиодов был согласован со специалистами отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу.
Завершением работы стало создание опытного образца, который прошел тестирование в реальных условиях улицы в зимний период и в дождливых условиях весны.
Хорошим стимулом для работы над проектом была подготовка к различным конкурсам, которые проводились Департаментом информационных технологий и Департаментом образования города Москвы.
Прежде всего это конкурс проектов и прикладных исследований «Школа реальных дел» в рамках проекта «Школа новых технологий». Заданием 32-го кейса этого конкурса была разработка методического пособия по прототипированию электрических схем на беспаечных макетных платах. Наша команда десятиклассников в составе Григория Осипова, Владислава Никитина, Сергея Заниздры, Веры Панюковой и Александры Мироненко получила за эту разработку диплом победителя конкурса. А в дальнейшем это методическое пособие составило одну из частей курса для обучающихся инженерного класса нашей школы.
На Московской открытой научно-практической конференции «Инженеры будущего» наш проект представлял Григорий Осипов. Работа произвела большое впечатление на жюри и была отмечена дипломом призера. Для нас это очень значимая награда, ведь в жюри были ученые и преподаватели из ведущих инженерно-технических вузов Москвы.

Наш друг «Резонит»
Итак, итогом нашего проекта стали разработанная печатная плата матрицы из светодиодов Neopixel и заказ промышленной платы. С гордостью отмечаем, что всю трассировку платы мы выполнили самостоятельно.
Не менее важным результатом проекта, который можно считать также и наградой за проделанную работу, стала для нас дружба с замечательным предприятием по изготовлению печатных плат «Резонит». В сложный для нас момент подготовки проекта к представлению на Международной научной конференции школьников «XXVII Сахаровские чтения» (проводится в Санкт-Петербурге под руководством лауреата Нобелевской премии по физике академика Ж.И.Алферова) эта фирма в фантастически короткие сроки и совершенно бесплатно изготовила печатные платы для нашего устройства. Больше того, нас пригласили на экскурсию в технопарк «Резонит» в Зубово (Клинский район Московской области). Группа школьников-счастливчиков побывала на современном производстве высокотехнологичных изделий электроники!
В помещении ХIХ века, где ранее размещалась ткацкая фабрика (единственная в России изготовлявшая бинты для нужд медицины), а теперь с такой любовью и аккуратностью отреставрированном, разместился настоящий современный завод: сложнейшие станки с полным циклом автоматизации для изготовления печатных плат. Невозможно было не радоваться, что старинная фабрика продолжает жить и помогает творить чудеса. Ребятам, спустившимся в цех по старинной чугунной резной лестнице, продемонстрировали весь цикл контактного производства плат и подробно рассказали, что, как, зачем и почему. Вот уж когда не пришлось делать замечания и призывать к внимательности!
Нас поразили культура и доброжелательность сотрудников производства. Нам уделил время начальник монтажного производства Вячеслав Пушкарев, а ведущие специалисты предприятия прочитали обзорные лекции. Андрей Петров подробно рассказал о разнообразии программ для систем проектирования, Сергей Топоров - о подготовке печатных плат к производству. А генеральный директор Андрей Кучерявый рассказал о предприятии. Для нас и подарки были приготовлены - кружки с надписью «Резонит». 20 лет. Все только начинается» и угощение - вкусные пироги с чаем.
Нам было приятно узнать о том, что «Резонит» помогает местным жителям. Котельная, почта и пожарная часть расположены на территории завода. Благоустроена и электрифицирована территория памятника павшим в Великой Отечественной войне, разбит парк у проходной, ставший местом отдыха для жителей.  Приятно удивило и то, как бережно компания относится к окружающей природе. Много сил и средств «Резонит» вложил в организацию самого современного в отрасли производства по очистке сточных промышленных вод. Это единственный завод с оборотно-возвратным водоснабжением. В местную речку Лутосня, которая протекает в непосредственной близости, химикаты не сливаются. Специалисты предприятия основывались на итальянской технологии организации очистных сооружений, но некоторые технологические решения по химической очистке воды они придумали сами. Это уникальный опыт.
В планах «Резонита» - закупка новых современных станков, для которых уже освободили место на производстве. Их будут присматривать в конце 2017 года на промышленной выставке станков в Ганновере. Нет конца модернизации! Отставать нельзя.
Побывав на «Резоните», ребята признались: в будущем хотели бы работать именно здесь. И это неудивительно, ведь они познакомились с командой профессионалов, которые занимаются любимым делом, для которых завод - это площадка для реализации своих идей, где люди не только зарабатывают деньги, но и творчески самосовершенствуются, мечтают о будущем. И поэтому им удалось организовать эффективную работу предприятия, сделать его безопасным и удобным. И оно действительно классно работает.

Лидия БЕЛИОВСКАЯ,
учитель информатики школы №1557