Цель данного исследования - сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися в разных странах мира, выявление различий в национальных системах образования.   
Участие в исследовании позволяет получить ответы на ряд важных для развития системы образования вопросов, например: насколько хорошо читают четвероклассники страны по сравнению со своими сверстниками в других государствах? Любят ли читать учащиеся четвертого класса? Как семья способствует развитию грамотности? Имеет ли процесс обучения чтению в стране особенности по сравнению с другими государствами?
Инструментарий исследования PIRLS включает в себя тексты (художественные и информационные) и задания к ним, анкеты учащихся, учителей и для администрации школ, а также анкеты для родителей или опекунов.
Международный тест по чтению PIRLS разработан ведущими специалистами мира в области тестирования и обучения чтению. Все варианты теста имеют одинаковую структуру и уровень трудности. Тестовые задания направлены на проверку четырех видов читательских умений школьников: 1) нахождение информации, заданной в явном виде; 2) формулирование выводов; 3) интерпретация и обобщение информации; 4) анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
PIRLS проводится циклично - один раз в пять лет - начиная с 2001 года. На сегодняшний день прошло 4 цикла исследования: 2001, 2006, 2011, 2016 гг.  Российская Федерация принимает участие в исследовании с самого первого цикла. В 2001 году Россия заняла 12-е место в международном рейтинге исследования среди 35 стран-участниц и показала результаты выше средних международных показателей. В последующих циклах PIRLS-2006 (40 стран-участниц) и PIRLS-2011 (49 стран-участниц) российские школьники оказывались лидерами в области чтения и понимания текстов.
В четвертом цикле исследования PIRLS-2016 приняли участие 50 стран и 11 территорий (отдельных регионов страны, дополнительных классов и языковых групп стран-участниц). В этом цикле впервые приняла участие Москва как отдельный субъект. Выборка Москвы составила 4289 учащихся из 150 школ. До 2016 года Москва принимала участие в данном исследовании в составе Российской Федерации с меньшей выборкой - 12-14 школ.
5 декабря 2017 года официально были объявлены результаты исследования PIRLS-2016.
По результатам исследования Российская Федерация заняла 1-е место среди всех стран-участниц, набрав 581 балл.
Результаты Москвы как отдельного субъекта выше мировых: по шкале PIRLS средний результат учащихся равен 612 баллам. Московские четвероклассники продемонстрировали не только высокие средние показатели читательской грамотности, но и высокую плотность результатов, что свидетельствует о хорошей всеобщей подготовке учащихся. Результаты исследования показали также, что московские школьники одинаково хорошо осваивают как художественные, так и научные тексты.
К основным факторам, обеспечившим высокое качество начального образования в Москве, следует отнести:
- переход на федеральные государственные образовательные стандарты, отражающие изменения, которые происходят в современном российском и мировом образовании;
- прохождение всеми учителями начальной школы города Москвы профессиональной подготовки по новым стандартам;
- система независимой диагностики качества образования, в том числе с 2011 года обязательная диагностика в 4-х классах, ориентированная на предметный и метапредметный результаты;
- объективная аттестация педагогов, основанная на динамике результатов учащихся;
- система мотивации к достижению высоких образовательных результатов: олимпиады, рейтинги, гранты;
- высокая доля финансирования школ, направленная на оплату труда педагогов, позволяет нанимать квалифицированные педагогические кадры;
- эффективная система оплаты труда педагогов, которая стимулирует качественный и результативный труд;
- регулярное оснащение школ современным учебным оборудованием и компьютерной техникой;
- активное использование современных электронных образовательных ресурсов, развитие «Московской электронной школы»;
- всем детям жителей города Москвы старше 2 лет 8 месяцев были обеспечены места для получения дошкольного образования.

Елена ЗОЗУЛЯ, заместитель директора Московского центра качества образования

Комментарии

Василий ЛЕВЧЕНКО, председатель Ассоциации по управлению качеством образования:
- На высокие результаты московских школьников в международном исследовании PIRLS-2016 повлияла в том числе  сложившаяся в Москве система независимых диагностик.
С 2011 года в 4-х классах введены обязательные независимые диагностические работы, которые в контексте требований федерального государственного стандарта проверяли не столько освоение учащимися отдельных элементов предметного содержания, а владение различными умениями. Учебный предмет для проведения независимой диагностики определяется с помощью жребия, что исключает возможность специальной подготовки перед диагностикой.
Школьники проходят метапредметные диагностики, результаты которых являются приоритетными, поскольку эффективность обучения определяется способностью учащихся применять прикладные умения в решении жизненных задач, оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, использовать их при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Такие диагностики содержат типы заданий, похожие на используемые в международных исследованиях качества образования.
Многие московские учителя начальных классов сами приняли участие в независимой метапредметной диагностике. Это помогло им лучше понять, какие умения необходимы учащимся для чтения и анализа новых текстов на занятиях по различным учебным предметам.

Владимир ЛАЗАРЕВ, председатель столичной Ассоциации экспертов:
- Все три фактора -  организационный, финансовый и педагогический - важны во взаимосвязи. Особо хочу рассмотреть педагогический. Именно введение новых ФГОС запустило механизм системных изменений в образовании, что в конечном итоге привело к переоценке роли и места учителя в образовательном процессе. Массовое обучение учителей по проблемам введения ФГОС и широкое использование в образовательной практике деятельностных методов обучения привели к тому, что сегодня учитель в большинстве случаев не просто специалист, хорошо знающий свой предмет. Он еще и проектировщик образовательного процесса, интегратор основного и дополнительного образования, проводник для наших ребят в мир полезных информационных ресурсов и технологий.
Также свою роль сыграла современная модель аттестации педагогов московских школ, где подать заявление можно «в два клика». Учитель освобожден от лишней бумажной работы и может заниматься своим непосредственным делом - учить детей. Процедура аттестации прозрачна и основана на динамике объективных, измеримых результатов учащихся. Ориентация на результаты, а не на процессы - это важнейший сигнал педагогическому сообществу, который закономерно привел к успехам наших школьников.

Надежда ЛАДИЛОВА, учитель начальных классов школы №45:
- Высочайшие результаты, которые показали московские школьники в исследовании  PIRLS, не являются случайными. Москва шла к ним планомерно, начиная с разработки и внедрения ФГОС НОО, подразумевающих массовый профессиональный рост учителей и переоснащение школ, заканчивая созданием условий, когда весь город - единая образовательная среда. В Москве и московских школах есть все необходимые ресурсы, чтобы сформировать, с одной стороны, положительное отношение к чтению, интерес к книге, желание читать для себя, для удовольствия и, с другой стороны, умение читать с целью освоения и использования информации. «Фестиваль науки», экскурсии в вузы, музеи, уроки на улицах Москвы, исследовательская деятельность в школе опосредованно учат ребят работать с научно-популярными текстами. Библиотеки города активно сотрудничают со школами: проводят книжные выставки, литературные квесты, встречи с писателями, ставшую традиционной «Ночь в библиотеке».
Большую роль, на мой взгляд, сыграло развитие единых больших школ, объединяющих возможности для всех обучающихся, начиная с дошкольников до учащихся предпрофессиональных классов. Единство целей, целостность и преемственность учебных программ дошкольной и начальной ступеней, постоянный обмен опытом учителей и воспитателей - все это повышает качество обучения в московских школах.

Анна КАЛИНИНА, учитель начальных классов школы №1583:
- Работа по формированию умения работать с текстом не ограничивается рамками уроков литературного чтения. На всех без исключения предметах и во внеурочной деятельности учителя применяют приемы и технологии смыслового чтения.
Регулярно в план работы учителя включаются внутренние диагностики, поэтому выполнение различных заданий стало уже привычным для наших учеников.
В московских школах работают учителя начальных классов, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации в рамках федерального государственного образовательного стандарта, участвуют в независимых диагностиках по предметам, постоянно совершенствуют свои умения в использовании современных информационных образовательных технологий. Московский учитель имеет высокую степень мотивации получать отличные результаты и современные технологии: гранты за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа», городскую надбавку за активное участие в развитии МЭШ.
В совокупности вышеперечисленные факторы позволили московским ученикам показать высокие результаты в международном исследовании PIRLS 2016 года.