Призыв Президента РФ в обращении к Федеральному собранию в апреле 2005 года «возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы» нашел отражение в последовавших за ним законных и подзаконных актах. Министерства издавали соответствующие приказы, Государственная Дума принимала хорошие законы, в которых подробнейшим образом расписаны порядок и ответственные за проведение профилактики заболеваний как комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и распространения заболеваний.
Но дальше получилось, как всегда... Многие полагают, что забота о здоровье людей - обязанность медицины. Такое понимание формировалось не без участия самих медиков. В учебных пособиях для студентов медицинских вузов (будущих врачей) приводится схема организации системы профилактических мероприятий на территории России. В ней, кроме самих организаций медицинского профиля различного уровня и федеральных органов законодательной власти, не нашлось места таким ответственным за реализацию мероприятий по профилактики неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни субъектам, как органы местного самоуправления, работодатели, образовательные  и физкультурно-спортивные организации,  общественные объединения. Однако согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.) они являются полноправными участниками этой ответственной работы.
Роспотребнадзор, выведенный сегодня из системы Министерства здравоохранения, осуществляет преимущественно контрольно-надзорную функцию. А ведь когда-то Санитарно-эпидемиологическая служба страны являлась авангардом профилактического направления медицины.
Это обстоятельство и заставило органы здравоохранения вводить в штат поликлиник и больниц должности врачей-эпидемиологов. Приказом Министерства здравоохранения РФ №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (2013 г.) рекомендовано предусматривать должности врачей по гигиене детей и подростков в поликлинических отделениях организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
По замыслу Минздрава эти отделения должны участвовать в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних; анализировать состояние здоровья несовершеннолетних, готовить предложения по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях; разрабатывать методическое обеспечение  совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, вести работу по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья; участвовать в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания; проводить санитарно-гигиеническую просветительскую работу среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни.
С одной стороны, медицина как бы монополизировала право на профилактику, а с другой - отказывается от нее, ссылаясь на Федеральный закон 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ограничив себя оказанием первичной медико-санитарной помощи и проведением медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся. Этим объясняется несогласие Департамента здравоохранения города Москвы обеспечивать врачами по гигиене детей и подростков отделений профилактики медицинских организаций, считая это «нецелесообразным» в настоящее время, поскольку «согласно функциональным обязанностям врача по гигиене детей и подростков оказание первичной медико-санитарной помощи указанными специалистами не предусмотрено». Такая позиция противоречит норме закона (ФЗ-323, ст. 33, 2011 г.), которым в понятие «первичная медико-санитарная помощь» включены мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Надо признать, что сегодня единственным субъектом, который не только создает необходимые и безопасные для здоровья обучающихся условия, но и осуществляет формирование культуры здоровья и ценности ЗОЖ, являются образовательные организации. Вот и приходится педагогам и воспитателям без соответствующей поддержки медицины, самостоятельно, объединяясь в команды, зачастую с большой долей личного энтузиазма заниматься здоровьесбережением, созданием здоровьеформирующей среды, осуществлять формирование культуры здоровья и ценности ЗОЖ, одним словом, профилактикой заболеваний.
Что делать? Каждому свое. Учителям - учиться учить по-новому! Совершенствовать собственные компетенции здорового образа жизни и технологии трансляции ценности и воспитания культуры здоровья у детей. Здравоохранению - выполнять приказы и законы нашего государства. Префектурам административных округов (согласно Положению) - обеспечивать межведомственную координацию и взаимодействие по реализации государственных программ Москвы в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Не должны оставаться в стороне и общественные объединения, органы государственно-общественного управления. На мой взгляд, их роль в контроле за реализацией правовых, экономических и социальных мер, направленных на профилактику заболеваний, велика.
Будем вместе работать в этом направлении - сохраним здоровье нации, приумножим богатство страны!

Леонид ДЕНИСОВ, доктор медицинских наук, член Общественного совета при Департаменте образования города Москвы