Поиск

Василий ЛИСОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы:

- Экономическое развитие столицы останавливается из-за нехватки кадров. Москва завозит рабочие кадры из дальнего и ближнего зарубежья, тут трудятся бельгийцы, турки, немцы, югославы. Молодые москвичи в рабочие не идут, они выбирают учебу в вузах и не считают карьеру рабочего успехом в своей жизни. Поэтому сегодня мы вместе с работодателями ищем выход из ситуации. Нам необходим закон, который сделает подготовку кадров, оценку их качества, создание баз обучения и ресурсных центров заботой работодателей, который даст им гарантии, что вложенные средства не пропадут.

Вариант на пробу

Правительство Москвы обсудило проект закона «О начальном и среднем профессиональном образовании». Если еще недавно разговор шел только о реструктуризации сети (в Москве вместо почти 200 ПТУ и ссузов создали 57 колледжей), то теперь приступили к формированию правовых основ социального партнерства. Как и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководитель столичного Департамента образования Любовь Кезина считает, что работодатели должны участвовать в финансировании профессиональных учебных заведений, участвовать в создании программ подготовки кадров, оценивать качество специалистов. Пока для этого нет законодательной базы, и этот минус должна исправить Мосгордума. Городская Дума должна, по мнению Кезиной, принять положение о создании специального целевого фонда, из которого город будет брать средства на подготовку кадров. Речь о фонде шла и раньше, об этом не раз говорил вице-премьер Валерий Шанцев, но он считал так: деньги в фонд будут отчислять те предприятия, что не готовят для себя кадры самостоятельно и вынуждены их заказывать системе профобразования. Теперь, похоже, «офондят» сразу всех. Пока Мосгордума закон не приняла, но предприниматели уже воспринимают создание фонда как обираловку. Дескать, сначала давайте договоримся о качестве обучения будущих специалистов, потом оценим круг проблем и нехваток, а уж потом решим, кто и на что даст деньги. Педагоги же считают, что сначала нужно получить у предпринимателей деньги, укрепить базу профессиональных учебных заведений, потом разбираться с социальным партнерством. Диалог социальных партнеров обещает быть долгим и трудным, если, конечно, работодателям не скомандует расстаться с деньгами кто-то из главных руководителей столицы. Кто это может быть, догадаться несложно.