Досье «УГ»

Трудности системы профессионального образования, оторванной от реальных потребностей рынка труда, усугубляющийся демографический кризис, «оголяющий» целые области России, ограниченные возможности по передвижению трудовых ресурсов по территории страны, неоправданная жесткость эмиграционного законодательства стали насущными проблемами российской экономики, особенно в отдаленных регионах.

С целью обеспечения «Политики роста» квалифицированными трудовыми ресурсами необходимо реализовать меры по реформированию начального, среднего, высшего и поствысшего профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда, разработать новый закон «О миграции трудовых ресурсов».

Из Ежегодного экономического доклада-2004 «Основные направления «Политики роста», подготовленного Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия»

Причины низкой эффективности работы системы профессионального образования

Тенденции развития системы образования, по мнению опрошенных, пока заслуживают невысокой оценки, поскольку «отсутствует эффективная система анализа со стороны учебных заведений потребностей рынка». В ходе опроса был выявлен целый ряд причин низкой эффективности работы учреждений профессионального образования с точки зрения работодателей.

Чаще других и наиболее значимой, с точки зрения респондентов, является проблема квалификации преподавателей. Эксперты указывают на то, что отсутствуют преподаватели-специалисты в своем предмете, особенно обучающие основам бизнеса.

Многие отметили также, что современная ситуация в производстве или бизнесе требует, чтобы учебные заведения в большей степени были ориентированы на практическую подготовку будущих специалистов, чем на общетеоретическую. Также отмечалось, что низкая оплата труда «никак не способствует тому, чтобы преподаватели вкладывали душу в то, чтобы сделать из студента настоящего, хорошего специалиста».

В представлениях многих респондентов проблема квалификации педагогических кадров тесно переплетена с проблемой несоответствия учебных программ требованиям современной ситуации. Многие руководители организаций жалуются на негибкость учебных программ современного профессионального образования, их несоответствие требованиям современного рынка труда. Отмечался также низкий уровень мотивации учащихся. По мнению работодателей, учащиеся нацелены лишь на получение «корочки», а получение знаний уходит на второй план. Они также полагают, что это задача вуза - формировать заинтересованность учащихся в дальнейшей профессиональной деятельности, чего они в данный момент не делают.

В ходе опроса были выявлены экспертные мнения относительно эффективности различных моделей высшего образования - традиционной (пятилетней) и двухступенчатой (бакалавриат - магистратура): «То, что у нас раньше было 5-летнее высшее образование, а теперь бакалавриат и магистратура, создает для всех исключительную путаницу, потому что бакалавриат по-нашему - это еще не высшее образование, а магистратура - это не магистратура в западном ее понимании. Зачастую молодые и талантливые ребята выходят с магистерским дипломом. У них очень много знаний, высокие амбиции, но практического опыта нет. По-видимому, нужно, чтобы специалист сначала поработал, приобрел опыт, и потом, если он хочет стать управленцем, специализироваться в финансах, маркетинге, он идет в магистратуру. Вот это будет эффективно».

Наконец, некоторыми респондентами указывалось на то, что серьезными проблемами, понижающими эффективность системы профессионального образования, являются его недостаточное финансирование и плохая материально-техническая база. Но с этой позицией согласны не все участники опроса. Эксперты указывали, что введение платных образовательных услуг и коммерциализация образования должны были снять (хотя бы частично) проблему недостаточного финансирования, вследствие этого она не является основной причиной невысокой эффективности системы профессионального образования.

Формы взаимодействия между работодателями

и учреждениями профессионального образования

Абсолютно все работодатели считают крайне важным налаживать процесс взаимодействия с системой профессионального образования. По оценкам опрошенных экспертов, российский бизнес сейчас вступает в такую фазу своего развития, когда приоритетным становится вопрос кадров. Некоторые работодатели отмечают, что уже сейчас испытывают «кадровый голод», для других эта проблема в настоящее время, может, и не стоит так остро, но они понимают, что в скором времени им также придется с ней столкнуться. При этом, по их мнению, «в данный момент взаимодействие между вузами и работодателями на очень слабом уровне. Работодатели не могут сформулировать заказ на тех специалистов, которых они хотели бы видеть у себя по окончании вуза, а вузы продолжают выпускать псевдоспециалистов. Бизнес больше не развивается по хаотическим законам. Сейчас для большинства предприятий проблема кадров встает очень остро».

Из наиболее эффективных форм взаимодействия работодателей и системы профессионального образования назывались подача предприятием заявки в учебные заведения на специалистов определенного профиля, прохождение практики на предприятии, в том числе и преддипломной, стажировки.

Респонденты выражали готовность лично выступать в учебных заведениях с лекциями и мастер-классами (особенно по вопросам бизнеса), указывая, что как практики в данных вопросах они преподнесли студентам гораздо больше новой и интересной информации, чем преподаватели вуза. Также были отмечены такие мероприятия, как ярмарки вакансий и профессиональные форумы, которые позволяют молодым людям, думающим о профессиональной карьере, получить информацию об интересующих их вакансиях.

Что мешает эффективному взаимодействию?

Существуют три основные группы мнений относительно того, кто должен выступать инициатором взаимодействия системы профессионального образования и работодателей.

Представители первой группы полагают, что инициатива должна исходить от учебных заведений, их администрации и преподавателей, так как они «продавцы своего продукта, и сами должны осуществлять маркетинг своих услуг».

По мнению представителей второй группы, работодатели сами должны проявлять активность в отношениях с системой профессионального образования, поскольку именно они нуждаются в квалифицированных кадрах. Выдвигаются идеи создания специализированной организации, которая бы централизованно координировала взаимодействие работодателей и системы профессионального образования.

С точки зрения представителей третьей группы, инициатором взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования должно быть государство: «В настоящий момент развивать взаимодействие с учреждениями профессионального образования для работодателей представляется «ресурсонепривлекательным». Государство должно сделать так, чтобы налаживать это взаимодействие стало хотя бы престижным».

Так же часто в качестве барьера, препятствующего налаживанию контакта между работодателями и системой профессионального образования, называется отсутствие нормативно-правовой базы. Кроме того, по мнению работодателей, «нет таких законов, которые позволили бы четко регулировать долгосрочные отношения между вузами и работодателями». Работодатели настаивают на том, что должна быть отрегулирована законодательная база, защищающая вложенные в подготовку специалистов средства.

Кроме того, эксперты высказываются за создание системы льготирования компаний, помогающих образовательным учреждениям.

По материалам пилотного исследования Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»