Божество и жертва

В древности ножи и кинжалы могли выступать в роли неких божеств. Древнегреческими историками описаны обряды поклонения кинжалу, распространенные среди скифских племен. Чаще всего скифский кинжал-акинак отвесно втыкали в специальный жертвенник. Он считался божеством войны, символизировал мужскую силу, честь и достоинство. Ему молились, приносили дары и жертвы, в том числе и человеческие.

Издревле нож был неким символом жертвы. Он, скажем, был атрибутом библейского патриарха Авраама: с помощью ножа он пытался принести в жертву Господу своего сына Исаака. В средние века преднамеренное жертвоприношение Авраама стало воприниматься как аналогия Распятия - принесение в жертву Христа самим Господом. Нож был неизменным атрибутом апостола Варфоломея, скальпированного в Армении. В Великобритании, в Кройлендском аббатстве, в день Св. Варфоломея (24 августа) всем, кто приходил в аббатство, дарили маленькие ножики - в память о том, что со святого с помощью ножа заживо содрали кожу. Оружием, вонзенным наемными убийцами в череп доминиканского монаха Петра Мученика, исследователи тоже считают нож.

У разных народов короткий клинок мог символизировать различные вещи и явления. Филиппинский балисонг представляет собой нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, в сложенном виде скрывающих утопленное между ними лезвие. Известное с восьмого века, это оружие передавалось по наследству и считалось сакральным. В раскрытом виде три его конца символизируют три космических начала - небо, землю и воду.

Нож для «амока»

Обычно под «амоком» понимают такое состояние, в котором человек, подобно скандинавскому берсерку, полностью теряет чувство боли и страха и начинает убивать всех вокруг без разбора. Но «амок» рассматривался мусульманами и как своеобразный способ самоубийства. Потерявший лицо мусульманин не имеет права покончить с собой, поскольку это противоречит Корану. Поэтому человек просто бросался на толпу народа и начинал рубить всех до тех пор, пока кто-нибудь не убивал его. Происходило это с помощью специального ритуального оружия. Такого, например, как нож-баронг, который был распространен среди мусульман, живущих на юге Филиппин. Баронг был своеобразным национальным оружием и употреблялся как в бою, так и для ритуального убийства, скажем, человека в состоянии «амока».

Против нечисти

В верованиях различных народов нож издревле считался оберегом и первым средством против нечистой силы, духов, ночных таинственных существ. Шотландские охотники были уверены, что если необходимо было ночью нести домой тушу оленя, то в нее следовало обязательно воткнуть нож, чтобы феи не украли часть мяса. Другое шотландское суеверие гласило, что, входя в жилище фей, нужно обязательно в дверь воткнуть нож, чтобы эльфы не могли закрыть ее, пока гость не выйдет оттуда живым и здоровым. Согласно многим славянским верованиям, бесовская сила различного пошиба могла спрятаться, скажем, в вихре. Чтобы обезвредить черта, который производил пылевой смерч на дороге, нужно было бросить в этот вихрь нож, который освящали каждый год семь лет подряд. Нож этот оказывался в крови. Метнув нож, нужно было упасть на землю и лежать как мертвому. Тогда можно было увидеть, как чертенята несли голову черта хоронить. Нож должен быть под рукой всегда. Особенно он необходим тогда, когда человек слаб и «открыт» для потусторонних сил. Нож использовали прежде всего для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. На Волыни и в Полесье для предупреждения конвульсий у новорожденного мать, выходя из дома, обязательно брала с собой нож. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог подступиться к младенцу. Если же крестить ребенка в церковь отправлялись кум и кума, то они должны были обязательно переступить через нож, брошенный на пороге.

Клинок может говорить

Среди всего многообразия кинжалов отдельно стоит малайский крис. Он имеет специфический пламевидный клинок, на котором число «волн» нечетное. Число «волн» имеет определенное сакральное значение. Три волнообразных выступа связывались с огнем, пять напоминали пятерых главных героев «Махабхараты» - братьев-пандавов или представляли пять первоэлементов, семь связывались с горой, холмом и подземным миром, девять имели значение «ворота» или «пещеры». Крис мог иметь и прямое лезвие. В этом случае он символизировал богатство, Солнце, правителя, идею единства. Рукояти крисов обычно отделывались очень богато, с иносказательным смыслом. Рельефный рисунок мог, скажем, изображать Гаруду - мифического царя птиц, ракшасу - злобного демона, змею, орла, бойцового петуха.

В древности крисы делали в основном из метеоритного железа с высоким содержанием никеля, который образовывал своеобразные узоры на лезвии. Такие кинжалы назывались “”маджапахит’’, имели короткие клинки без извилин и использовались в основном в ритуальных целях. Крис вообще считался магическим оружием. Мифы приписывают классическим крисам способность стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе, лечить раны и отводить огонь, испускать из лезвия воду и рой диких пчел, летать по воздуху, убивая свою жертву, и вообще сражать противника одним касанием или поражая его след. Иногда для усиления магических свойств криса в сталь добавлялись ржавчина и яд, чтобы это оружие было еще более смертоносным. В мусульманских семьях до сих пор существует обычай каждую пятницу подносить крису символические дары и окуривать его дымом благовоний.

В магическом круге

«...После этого заговора старый колдун стал лицом к месяцу и, воткнув в самую середину пня небольшой ножик с медным черенком, перекинулся через него трижды таким образом, чтобы в третий раз упасть головой в ту сторону, откуда светил месяц. Едва кувыркнулся он в третий раз, вдруг видит: старика не стало, а на месте его очутился страшный серый волчище». Так в одной старой книге описано превращение человека в оборотня-волколака. Как видим, эта магическая процедура не обошлась без ножа. Он действительно присутствует во многих магических обрядах и колдовских лицедействах. Пророк Моисей был спасен от Божьего гнева благодаря обряду, который его жена совершила над их сыном с помощью каменного ножа. На Украине раньше широко практиковалось процеживание молока через нож. Суеверные люди утверждали, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на нож, положенный под цедилкой на подойник. Этим ты как бы «ведьме перерезаешь язык». Вместе с тем нож в быличках описывается как одно из орудий ведьм, с помощью которого они отбирают молоко у коров. Если ведьме вдруг захочется молока, она проникает в хлев, забивает в соху нож и подставляет доенку, в которую молоко так и бежит струей.

«Засекание» скотины

Если скотина заблудилась в лесу, полещуки обращались к сельскому знахарю с просьбой «засечь» бедных коровушек. Знахарь отправлялся в лес, находил дерево, которое было покрыто листьями больше других, поднимал принесенный с собой освященный нож и произносил заговор, в котором просил Бога и святого Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь втыкал нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали». Чистый нож также означал, что корова защищена от волков. На Ровенщине, чтобы леший или другая лесная нечисть не трогали скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять в левую руку нож, трижды обежать вокруг хлева и забить нож в стену. Обегание вокруг хлева с ножом выражает идею, которая в заговорах передается мотивом «железной стены» до неба: втыкание ножа в стену хлева как бы замыкает эту стену на замок и делает ее неприступной.

«Коло дежи четыре ножи...»

«Не все те повара, у кого ножи долгие», - говорят в народе. Человек с тесаком может не иметь отношения к кухне, а вот повара, кулинара, стряпуху, просто домохозяйку трудно представить на кухне без ножа. Он для них -первый инструмент, главное орудие труда, а часто и верный друг, добрый советчик. Может, скажем, помочь заглянуть в будущее. Если нож вдруг упадет со стола, это означает, что вскоре придет гость, скорее всего мужчина. При этом замечают: если нож падает на пол черенком, а не лезвием, значит, нужно ожидать скорого гостя, причем он пробудет в доме до окончания трапезы, к которой нарезался хлеб. Кстати, именно с нарезанием хлеба связаны многие кухонные «ножевые» приметы. Не стоит, скажем, во время еды резать хлеб двумя разными ножами - непременно случится ссора. Если во время нарезания хлеба нож вдруг выпадет из рук и воткнется острием в пол, то в доме нужно ожидать мертвеца. Между прочим, нож мог быть причастен и к рождению хлеба. Раньше на Черниговщине во время приготовления свадебного каравая, после того как тесто вынимали из квашни (по-украински «дежи») и начинали месить на столе, в середину пустой посудины втыкали острый нож и пели: «Коло дежи четыре ножи, а пятый на послуге, коло дежи свечи палают, а на столе каравай бгают». Впоследствии во время свадебного застолья некоторые рачительные хозяева втыкали снизу в стол нож, чтобы гости меньше ели.

О многом расскажет опытному человеку положение ножа на кухонном столе: нож на скатерти лезвием вверх - к ссоре, ножик «тыльем стоит» - «на свежу рыбу ворожит», нож, оставленный на ночь на столе, - лукавый может зарезать. За обедом хозяйка внимательно следит, по назначению ли используют ножи домочадцы. Время от времени она предупреждает неосторожных, рассеянных едоков: нельзя есть с ножа - язык острый будет (то есть злой), не стучите ножом о стол и посуду - это навлечет ссору.

Подарить или обменять?

Разными путями нож может попасть к человеку. Скажем, дарение ножа - это особая церемония, ритуал. Вообще считалось, что дарить нож нельзя - поссоришься. Чтобы избежать ссоры, даря нож, необходимо сказать: «Чур этого ножа». Считалось, что получивший в подарок нож должен отдать дарителю хоть какие-нибудь деньги, то есть сделать вид, что он покупает нож. Если девушка получит в подарок нож от своего ухажера, вся любовь на этом может закончиться. В Англии бытовало поверье: если вы берете у кого-нибудь нож, чтобы разрезать яблоко или какой-нибудь другой фрукт, вы должны вернуть его «с улыбкой». Это суеверие особенно было популярно среди школьников. Вернуть «с улыбкой» означало прибавить к ножу дольку только что разрезанного яблока. Если путнику вдруг попадется на дороге нож острием против направления его пути, ни в коем случае нельзя его поднимать - найденный нож принесет несчастье.

Испытывая нужду в близости родного человека, запорожские казаки часто братались между собой. Уверовавшись в том, что готовы жизнью пожертвовать друг за друга, запорожцы решались «узаконить» свой братский союз. Обряд, как правило, завершался троекратным целованием и обмениванием крестами и кинжалами. Считалось, что обмененный кинжал обретает двойную силу.