Качество математического и естественно-научного образования оценивается с учетом содержания образования стран - участниц проекта (оцениваются общеобразовательная подготовка учащихся 4‑х и 8‑х классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11‑х классов по профильным курсам математики и физики). В исследовании также изучаются особенности учебного процесса и факторы, связанные с характеристиками образовательных организаций, учителей, учащихся и их семей.
Россия участвовала во всех циклах исследования, проводимых в начальной и основной школе: в 8‑х классах (1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015 гг.), в 4‑х классах (2003, 2007, 2011, 2015 гг.). В 11‑х классах исследование проводилось три раза (в 1995, 2008 и 2015 гг.).
В последнем цикле исследования TIMSS-2015 приняли участие 57 стран мира.
Ответы на какие вопросы позволяет получить международное исследование TIMSS?
В концепции исследования TIMSS 1995 года были обозначены четыре группы исследовательских вопросов, связанных с планируемым, реализуемым и достигнутым уровнями образования. Эти группы вопросов явились основой для планирования исследования и разработки его инструментария.
В первую группу вопросов, касающихся планируемого уровня образования, вошли следующие:
Чем отличаются страны в определении целей и содержания математического и естественно-научного образования?
Что учитывается при определении целей и разработке содержания математического и естественно-научного образования?
Какие характеристики и особенности системы образования в целом, отдельных школ и учащихся рассматриваются и учитываются в процессе создания программ математического и естественно-научного образования в странах?
Социальный контекст планируемого уровня образования выражается на языке целей, ожиданий и ценностей, которые общество связывает с образованием, формируя социальный заказ школе. Применительно к конкретному учебному предмету планируемый уровень образования может быть выражен следующим образом: «Чему могут научиться учащиеся в рамках данного предмета?»
Вторая группа вопросов, относящихся к реализуемому уровню образования, включала:
Какие возможности имеют учащиеся при обучении математике и естественно-научным предметам?
Чем в основном отличается практика обучения математике и естествознанию в различных странах мира?
Какие факторы определяют эти различия?
Реализуемый уровень образования характеризует непосредственно осуществляемый учителем в классе учебный процесс, который определяется официальными документами, такими как программа и учебники, то есть определяется планируемым уровнем образования. Изучение реализуемого уровня образования дает ответ на два практических вопроса: «Кто осуществляет обучение?» и «Как организован учебный процесс?».
Третья группа вопросов, отражающих достигнутый уровень образования, представлена следующим образом:
Какие знания, умения и отношения сформированы у учащихся в процессе обучения математике и естествознанию?
Каким образом учебные достижения учащихся связаны с теми возможностями приобретения знаний, которые они имели в процессе обучения?
Достигнутый уровень образования (чему научились школьники?) рассматривается в контексте личных достижений учащихся - их знаний, усилий, затраченных на их освоение, организации своего учения - как на уроке, так и дома. Основными характеристиками достигнутого уровня образования является не только объем приобретенных знаний, но и отношения учащихся к учебному предмету, их стремление заниматься именно этим предметом, оценка продвижения в предмете, уровень ожиданий (перспективы, связанные с изучением данного учебного предмета). Так же как планируемый и реализуемый уровни образования, достигнутый уровень описывается в терминах содержания обучения, видов деятельности и отношений учащихся.
Четвертая группа включает вопросы на установление взаимосвязи между планируемым, реализуемым и достигнутым уровнями образования:
В какой степени планируемый, реализуемый и достигнутый уровни образования зависят от социального контекста образования, организации учебного процесса и результатов обучения?
Для объяснения различий между планируемым, реализуемым и достигнутым уровнями образования необходимо получить информацию об исследуемом объекте из различных источников. Поэтому в исследовании TIMSS информация собиралась на различных уровнях системы образования из различных источников. Одни и те же учащиеся выполняли тесты по математике и естествознанию, они же отвечали на вопросы анкеты, выясняющие их отношения, планы, интересы и др. Учителя, которые обучали этих детей, также участвовали в анкетировании. Кроме того, опрашивалась и администрация обследуемой школы.
Последняя группа вопросов представляет наибольший интерес в исследовании TIMSS, так как ответы на эти вопросы могут дать богатейший материал для объяснения состояния образовательных систем в мире и послужить основными отправными точками для будущих образовательных реформ в странах мира.

Важность участия России в международных исследованиях
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для обеспечения качества российского образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом совершенствовать российскую систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.
За годы участия в международных сравнительных исследованиях создана организационная схема взаимодействия федеральных и региональных структур практически из всех субъектов Федерации, участвующих в проведении международных исследований в России. Сформированы базы данных образовательных учреждений регионов, которые обновляются для формирования представительной выборки учащихся для проведения очередных исследований.
Многие регионы, принимавшие участие в международных исследованиях, используют полученные материалы и приобретенный опыт в реализации региональных проектов в области оценки качества образования.
Таким образом, актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:
- необходимостью получения объективной информации о качестве общего образования в России для повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне;
- потребностями овладения современными технологиями мониторинговых исследований качества образования с целью повышения объективности и педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.

Результаты исследования TIMSS-2015 1
Результаты последнего прошедшего цикла исследования TIMSS в 2015 году показывают, что:
    В соответствии с международными стандартами TIMSS начиная с 1995 года российские школьники 4, 8 и 11‑х классов демонстрируют высокие результаты по математике и естественно-научным предметам (превышающие средние международные).
    В 2015 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня математической и естественно-научной подготовки учащихся 4‑х классов.
    Результаты российских учащихся 8‑х классов не изменились по сравнению с предыдущим циклом исследования TIMSS-2011.
    Российские учащиеся 11‑х классов, изучавшие углубленный профильный курс математики в старшей школе, продемонстрировали самые высокие результаты среди всех стран - участниц исследования 2015 года. По сравнению с 1995 годом уровень подготовки данной группы учащихся практически не изменился.
    Результаты российских учащихся, изучавших профильные курсы математики, в 2015 году ниже среднего значения шкалы TIMSS.
    Результаты российских учащихся 11‑х классов, изучавших профильный курс физики, превышают среднее значение шкалы TIMSS. По сравнению с 1995 годом результаты значительно понизились.
Динамика результатов российских учащихся начальной и основной школы показана на рисунке.
В исследовании TIMSS 2015 года участвовали четвероклассники, которые обучались по новым образовательным стандартам. Можно предположить, что и в следующем цикле 2019 года результаты учащихся 4-х классов будут выше. А зафиксированный значительный рост результатов учащихся 4‑х классов в 2015 году также дает основания предполагать, что результаты этих детей через 4 года, в 8‑м классе, будут выше результатов восьмиклассников 2015 года.
Особенности проведения следующего этапа исследования TIMSS
Новый этап исследования TIMSS начался с 2017 года, завершится в 2020 году.
2017‑2018 годы - разработка и апробация инструментария, выборка образовательных учреждений и учащихся.
2019 год - проведение основного тестирования учащихся и сбор контекстной информации.
2020 год - анализ результатов, подготовка аналитических отчетов, распространение результатов.
В этом цикле исследование TIMSS переходит на проведение оценивания подготовки учащихся при помощи заданий, представленных в электронном формате. Около 70 стран мира заявили о своем намерении участвовать в данном цикле исследования. Предполагается, что примерно половина стран-участниц сможет участвовать в исследовании на компьютерной основе. Остальные страны-участницы будут, как и в предыдущих циклах исследования, проводить оценивание достижений учащихся по математике и естественно-научным предметам на бумажной основе.
Для обеспечения объективности результатов данного исследования в апреле-мае 2017 года проводилось изучение эквивалентности заданий TIMSS, выполняемых на бумажной основе, с заданиями, выполняемыми на компьютере. Около 30 стран мира принимали участие в этом исследовании. В каждой из участвующих стран около 800 учащихся проходили два вида тестирования - традиционное тестирование в тетради и компьютерное тестирование. Учащимся предлагалось выполнить задания из банка исследования 2015 года сначала в тетради, потом на компьютере (или наоборот). После сбора данных был проведен тщательный анализ результатов двух видов тестирования, с тем чтобы можно было быть уверенными, что переход на компьютерное обследование не отразится на достижениях учащихся в основном исследовании 2019 года. Задания с большим различием в результатах будут доработаны или исключены из материалов тестирования.
Для обеспечения более широкого охвата программ обучения по математике и естественно-научным предметам в рамках компьютерного исследования TIMSS 2019 года будут дополнительно разработаны инновационные задания в области решения проблем и исследовательской деятельности. Такие задания позволяют моделировать ситуации реального мира, а также лабораторные эксперименты, благодаря чему учащиеся могут интегрировать и применять знания и умения для решения практических задач и проведения экспериментов или исследований. Подобные задачи, например, такие как проектирование здания или изучение условий выращивания растений, подразумевают визуально привлекательные, интерактивные задания, которые стимулируют учащихся выполнить ряд действий, направленных на решение поставленной проблемы.

Для справки

Международные исследования в России проводятся специалистами ведущих научно-исследовательских организаций страны при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работы ведутся за счет бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы развития образования в России. Координирует работы по международным исследованиям ФГНУ «Федеральный институт оценки качества образования». Национальный центр исследования TIMSS в России - Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.

_________________________________
1 Основные результаты исследования TIMSS представлены: http://timss2015.org/, www.iea.nl, www.centeroko.ru, www.fioco.ru.
2 www.fioco.ru
3 www.centeroko.ru

​Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; Клара Краснянская, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; Елена Смирнова, младший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО