Во все времена в школе не только давали необходимые знания, но и воспитывали душу, а также способствовали нравственному становлению молодого поколения. Важная роль в воспитательном процессе школьников отведена классному руководителю, который не в последнюю очередь является проводником детей во взрослый мир. Примечательно, что в последнее время этому вопросу Департамент образования Москвы уделяет особое внимание. В межрайонных советах директоров и в школах вновь обсуждаются вопросы о роли классного руководителя, о его месте в образовательном и воспитательном процессе, говорится об условиях его труда, должностных обязанностях и надлежащих способах стимулирования его работы.
Рассуждая о классном руководстве, не могу не поделиться личным опытом. 1 сентября 2015 года я впервые стоял с табличкой «5-й «А» на крыльце школы. Эмоции переполняли меня: тогда наряду с должностью учителя я наконец-то стал классным руководителем. Позади были несколько лет педагогического опыта, учеба, практика, собственные поиски наилучших подходов в работе с детьми, саморазвитие, постоянная работа над собой. «Здравствуйте, а это вы наш классный руководитель?» В тот момент лица моих детей выражали любопытство и тревогу, они не знали, что ждет их впереди, но для меня в отличие от них это был осознанный выбор, к которому я шел пять лет.
Два года классного руководства пролетели как миг, они были полны работы и насыщенны: творческие вечера и выступления, победы в олимпиадах и конкурсах, спортивные соревнования, экскурсии и поездки по городам нашей Родины. Подпитываясь энергией и энтузиазмом своих учеников, хочется творить и развиваться. Именно в одной команде с ними я решился на участие в конкурсе «Педагог года Москвы»-2016 в номинации «Классный руководитель года» и стал его финалистом.
Мысль о том, каким будет классный руководитель будущего, не покидает меня все это время. Будет ли вообще необходима такая функция у учителя в школе?
В поисках ответа на этот вопрос я провел мониторинг среди учащихся, молодых учителей, опытных коллег и администрации школы. В целом большинство опрошенных сходятся в одном: классный руководитель будет востребован, но при условии, что он будет идти в ногу со временем, внушать доверие всем участникам образовательного процесса, будет интересным и разносторонне развитым, сможет стать для детей образцом и вдохновителем, примером для подражания. Также все сошлись во мнении, что классный руководитель не может быть компетентен без знаний основ психологии, социологии, управленческих качеств и организационных способностей.
Одна из интересных тенденций современного образования - объединение школьников в группы по интересам (например, такие проекты Департамента образования, как инженерные, медицинские классы). Возможно, что вскоре и вместо современных классов появятся некие новые формы организации учебной работы. Вместе с ними изменятся и функции классного руководителя.
Уже на современном этапе возрастает значение тьюторов - педагогов-наставников, прописывающих вместе с учителями индивидуальные учебные планы для школьников, следящих за их личностным и интеллектуальным развитием, а также в какой-то мере обеспечивающих их психологические сопровождение. Со смещением акцентов в воспитательном процессе функции классного руководителя, возможно, перейдут к тьюторам. Очевидно, что сейчас, когда такая трансформация еще не произошла окончательно, одна из задач современного классного руководителя - соответствовать вызовам времени и использовать элементы тьюторской деятельности в своей работе с детьми. Каким образом это возможно в современных условиях - интересный вопрос, над его решением стоит подумать.

Андрей ЧУГУНОВ, учитель истории и обществознания школы №1315