В концептуальную основу проекта «Наш мир - наша школа» заложены тезисы, обсуждаемые в педагогическом сообществе как самые актуальные в настоящий момент: мир как образовательное пространство и путешествие как образовательная парадигма и технология.
В полной мере идея расширения образовательного пространства для детей до мира реализуется в деятельности экспедиционного клуба, где команда юных путешественников получает знания в непосредственном общении с людьми, природным и культурным наследием своей малой родины, а также многих других регионов России.
Насколько успешно такое образование, показывают многолетние успехи команд клуба, а также последние достижения учащихся: абсолютные победители 72-го первенства города Москвы по экспедиционному туризму (два общих первых места в маршрутных и немаршрутных экспедициях), второе общее место на Всероссийских соревнованиях походов и экспедиций, проходивших во время туристской смены в Международном детском центре «Артек».
Кстати, на II Всероссийском педагогическом форуме в «Артеке» представляли одну из интерактивных программ.
Дело в том, что ключевой вопрос педагогических поисков участников и руководителей проекта «Наш мир - наша школа» - как представить образовательные результаты экспедиций для учащихся, которые не могут по каким-то причинам отправиться в реальное путешествие.
В рамках данной статьи мы представим два пути решения проблемы расширения возможности передачи духовного потенциала и практического опыта, полученных юными путешественниками.
Первый - это познавательные маршруты и квесты, второй - создание игровых макетов.
К примеру, квест-игра «Экспедиция», один из вариантов которой мы представляли на межрайонном фестивале, - образовательная программа для учащихся школьного возраста, построенная на последовательном прохождении участниками игры этапов с заданиями из различных профессиональных сфер, связанных с путешествием.
Цель игры - создать условия для формирования панорамного видения московскими школьниками проблемных ситуаций в различных регионах России и развития индивидуальных особенностей и интересов в командной работе.
В качестве пояснения приведем один из сценариев игры: «Ваша команда отправляется в экспедицию в выбранный вами регион России (предлагается на выбор 5 регионов - Байкал, Полярный Север, Крым, Кавказ, донские степи). Вам необходимо понять, готовы ли вы к экспедиции, для этого нужно выполнить задания на этапе «Подготовка к экспедиции». На этапе «Экспедиция» вы занимаетесь исследовательской деятельностью и проводите практическую работу в русле четырех профессий, связанных с путешествиями и экспедициями: географ, историк (археолог), биолог (эколог), этнограф.
На этапе «Социально полезный проект» ваша команда ищет пути решения актуальной проблемы в выбранном вами регионе. Проблемы сформулированы на основе материалов экспедиций нашей школьной команды».
Последние годы идею путешествия в мире мы развиваем через такую форму театрализации, как создание макет-игр - пространства для сценарных игр в мире, воссозданном в уменьшенных пропорциях. Учащиеся, участники экспедиций, ведут игру и, вовлекая других игроков, передают знания, полученные ими непосредственно в путешествии.
Один из первых наших макетов - игра «Северное кочевье» - познавательная, развивающая программа, так как все детали игры соразмерны и изготовлены в пропорциях 1х10 к реальным, и играющие в нее получают возможность участвовать в построении мира народов Севера, знакомятся с особенностями жизни и культуры этих народов: географией природных зон, этнографией народов, особенностями этнопсихологии, этнолингвистики и этнотехнологий.
Именно макет-игру «Северное кочевье» мы представляли на II Всероссийском педагогическом форуме в Международном детском центре «Артек» и получили позитивные отзывы директора лагеря Алексея Каспржака, Матвея Шпаро и многих других представителей администрации и педагогов из различных регионов России.
На вопрос Каспржака, почему мы обратились именно к теме жизни на Севере, наши юные путешественники ответили, что знакомство с жизнью народов Севера дает много ценных знаний для тех, кто отправляется путешествовать на природу.
Формы работы в проекте «Наш мир - наша школа» максимально приближены к образовательной инновации «Артека» - сетевому образовательному модулю.
В наших планах на этот учебный год - подготовка к участию музеев в московском проекте «Музеи. Парки. Усадьбы», участие в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», оформление статуса пилотной школы Российского движения школьников по музейно-педагогическому направлению.

Ульяна ФОРТИНСКАЯ,
Андрей ФОРТИНСКИЙ,
педагоги дополнительного образования школы №1159