Идея консолидации общества, единения граждан отражает реально существующие проблемы социально-нравственного характера, которые прямо либо опосредованно находят свое выражение в образовании, - говорит министр Правительства Москвы Исаак Калина.
Образование, научая «жить сообща» в обществе, формирует нравственные представления учащейся молодежи о гражданине и о гражданском обществе, об институциональных и неинституциональных формах регуляции поведения и отношений, о духовных и материальных ценностях, принимающих форму мотива гражданского поведения.
В связи с этим мы рассматриваем положение о необходимости формирования финансовой грамотности обучающихся не просто дополнительным тезисом о важности формирования такой грамотности. В основу формирования финансовой грамотности нами положена идея об активном гражданине и консолидации общества.
Формирование финансовой грамотности обучающихся реализуется в рамках направлений деятельности преподавателей колледжа, каждое из которых взаимосвязано с воспитанием гражданской активности обучающихся. С одной стороны, формирование знаний студентов о финансовой культуре, финансовой ответственности, финансовой грамотности, финансовой системе, социальном порядке; цель - формирование знаний и навыков в финансовой сфере, которые, обосновывая выбор поступков и ценностей, детерминируют поведение человека на финансовом рынке. С другой стороны, приобщение студентов к гражданским ценностям: гражданин, гражданственность, гражданский долг, гражданская ответственность; цель - формирование ценностей, которые, принимая форму мотива гражданского поведения студента, регулируя поведение, освящают выбор поступков на финансовом рынке, достойных гражданина.
Следовательно, формирование финансовой грамотности обучающихся должно осуществляться на основе опыта гражданского поведения: оценочного и ценностного отношения студентов к поступкам «финансового» содержания - своим и другого человека. В таком выборе выявляется понимание студентами материальных и духовных благ, гуманизма, милосердия и справедливости, чести и достоинства, то есть того, что обеспечивает жизнь сообща в условиях отсутствия единства в ценностях, взглядах.
В этом учебном году в колледже совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В.Плеханова проведена Городская научно-практическая конференция на тему «Финансы: грамотность и возможности для молодежи».
Программа конференции была направлена на формирование базовых навыков и компетенций финансового планирования и рационального поведения на протяжении жизненного цикла человека.
В течение конференции лекторами делался акцент на управление личными финансами и выстраивание рационального финансового поведения, проводились деловые игры.
Известно, что финансовая грамотность тесно связана с практической деятельностью. Поэтому с целью формирования финансовой грамотности и гражданской позиции обучающихся был представлен ряд ситуативных задач для решения студентами, а для более качественного контроля мы использовали деятельностно-моделирующий подход к их решению. Участие обучающихся в разрешении реальных финансовых ситуаций создает условия для проявления гражданской активности, смекалки, деловитости, расчетливости, которые служат основой для формирования финансовой грамотности.
Ситуативная задача - это объект мыслительной деятельности, содержащий вопросную ситуацию, включающий в себя условие, функциональные зависимости и требования к принятию решения.
Для решения ситуативных задач в процессе обучения делается акцент на закрепление практических навыков по формированию грамотных финансовых отношений путем организации практических занятий с использованием кейсов в интерактивной форме. Это позволяет осуществлять совместную продуктивную деятельность обучающихся, т. е. все участники взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные финансовые задачи, моделируют финансовые ситуации, обмениваются информацией, оценивают действия свои и коллег.
Данный результат обусловлен низкими значениями таких критериев, как решение ситуативной задачи по алгоритму и мировоззренческая установка на финансово-экономическую действительность.
Важно для финансового образования использовать и различные интернет-ресурсы. При подведении итогов конференции студентам были даны рекомендации по изучению специально разработанных обучающих материалов, например, общий курс «Основы финансовой грамотности» и ряд элективных курсов по отдельным вопросам финансовой грамотности: «Налоговая грамотность», «Бюджетная грамотность», «Электронные финансы», «Создание собственного дела», «Базовая финансовая грамотность» и др. Все курсы содержат видеоуроки по отдельным темам, текстовые лекции к ним, промежуточные и итоговые тесты для проверки полученных знаний. Материалы размещены в свободном доступе на сайте ТемоЦентра в разделе «Финансовая грамотность» fg.temocenter.ru/obrazovatelnye materialy/vsem.html.
Итогом работы конференции является вывод о том, что обучение студентов финансовой грамотности необходимо во взаимосвязи с формированием гражданского поведения на финансовом рынке. Именно в отношениях между людьми, совершающими поступки финансового содержания, объективной необходимостью является осмысление реализуемых человеком финансовых ценностей и гражданственности. А это требует от обучающихся понимания: каково содержание поступков на рынке финансовых услуг, каков личностный смысл таких поступков человека не просто как субъекта финансового поведения, а как определенного лица, к которому обращены веления времени и оценки оценивающего его субъекта. На наш взгляд, такой способ наиболее результативно вводит студентов в мир альтернативных ценностей, заключенных в ситуациях финансового рынка, выбор которых связан с обоснованием студентом своей гражданской позиции. Формирование способности обучающихся к обоснованию того, какими принципами они должны руководствоваться при выборе финансовых услуг, по каким критериям выражать оценочное и ценностное отношение к себе и к другому лицу как субъектам финансового рынка - и только на этом основании осуществлять свой выбор финансового продукта. Требования к такому обучению: содействие формированию у обучающихся гражданского поведения в сфере финансов, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение гражданской активности в области защиты своих прав как потребителей услуг финансовой сферы.

Светлана АНОХИНА, заместитель директора педагогического колледжа №15, кандидат педагогических наук, доцент