Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- Трудно это назвать административной реформой, поскольку, с одной стороны, одна должность заместителя министра в течение последнего года была вакантной, а вторая ставка выделена под конкретную задачу.

Но в связи с этими назначениями хочу сказать следующее. В самом деле, мы планируем внутри нашего ведомства провести существенную реорганизацию, которая должна повысить эффективность работы аппарата министерства. Совершенно очевидно, что в идеале каждую структуру в любом министерстве нужно периодически реформировать с точки зрения тех задач, которые оно решает в данный, конкретный момент, как говорится, здесь и сейчас, исходя из требований времени, выдвигаемых государством и обществом. Незыблемость и застой здесь опасны. Они порождают консерватизм, инерцию, снижают уровень креативности служащих, чиновников. Помните, как недавно ответил Президент России молодым людям на вопрос по поводу удлинения сроков его правления? Нецелесообразно это делать, сказал он, кураж пропадает.

Сегодня Министерство образования решает принципиально новые задачи. Они связаны с модернизацией российского образования и прежде всего с повышением его качества. Сферой ответственности нового замминистра Александра Владимировича Пыжикова станет создаваемая на базе наших соответствующих управлений государственная аттестационная служба, которая также будет включать Департамент аттестации и контроля качества профессионального образования (всех уровней) с подобными структурами в субъектах Федерации. Еще одно важное направление - аттестация и контроль за качеством работы общеобразовательной школы, новая система поступления в вузы через единый государственный экзамен. Поскольку рамки эксперимента расширяются - 47 регионов в этом году и более 600 тысяч участников, - мониторинг по ЕГЭ должен стать эффективным и системным.

Изменения в структуре Министерства образования коснутся и других составляющих программы модернизации. Например, в Департаменте общего образования есть отдел начального обучения, но нет подразделения, которое занималось бы профильным обучением. А это сегодня одна из приоритетных задач. Будут расширены масштабы деятельности министерства по информатизации образования: сейчас речь идет не только о поставке компьютеров, об установке спутниковых тарелок, но и о разработке новых интернет-технологий, электронной образовательной продукции, их использовании в учреждениях разного типа, в том числе в интернатах для детей-инвалидов, в ПТУ и т.д.

Кстати, грядущие преобразования произойдут не только внутри нашего ведомства, но и вне его. Это институты при МО - общего образования, высшего образования и другие. Они действительно должны стать научными, аналитическими центрами, серьезно занимающимися программой модернизации образования. Кому, как не им, следует заниматься стандартами для средней, высшей школы. Мы также планируем создать при МО институт экономики труда и заработной платы.

В целом же реструктуризацию нашего ведомства и подведомственных учреждений мы проведем в ближайшие месяцы, чтобы обновленное Министерство образования РФ работало более эффективно и плодотворно.