Мир - явление комплексное и существует как единое целое. ХХ век разделил познания на множество наук и многократно умножил содержание учебных предметов, которые сегодня обладают сложнейшим понятийным аппаратом и громоздкой структурой знаний, уже не вмещающейся ни в сознание ребенка, ни в школьные аудитории. ХХI век - век информационных технологий, основывающийся на синтезе учебных предметов, на комплексном, стратегическом познании окружающей действительности, несомненно, заменит типичные уроки на проектную деятельность, а школьные классы - на интернет-пространство знаний. Индивидуальный и групповой проект познания мира станет лидирующей формой в конвергентном образовании, снизит нагрузку обучающихся и повысит их мотивацию к учебной деятельности.
Центр образования «Школа здоровья» №1679, базовая площадка МСД №34, проектной деятельностью занимается вот уже много лет. Происходит это в рамках интеграции системы дошкольного и общего образования с системой дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, государственными и коммерческими структурами. Конференция «Технопарк» является очередной ступенью в этом процессе.
Основные цели, поставленные при создании модели:
- создать условия для профессиональной ориентации молодежи с учетом современного и будущего рынка труда;
- развивать у обучающихся универсальные способности и компетенции для их успешности в современном и будущем мире;
- стимулировать и развивать интерес у обучающихся к самообразованию и постоянному саморазвитию (с учетом изучения мировых тенденций развития науки и практики);
- обеспечивать индивидуализацию процесса обучения, способствующую развитию у воспитанников и обучающихся их способностей и склонностей, учитывая их индивидуальные особенности;
- обеспечивать достижение высоких предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся при реализации ФГОС, через систему комплексного сопровождения обучающихся, учитывающую зоны их ближайшего развития, а также различные сложности и трудности, возникающие в процессе образования (данная система способствует профилактике различных проблем в развитии ребенка).
Как показал многолетний опыт реализации проектной деятельности, основными направлениями, в рамках которых чаще всего инициируются проекты воспитанников и обучающихся в ЦО, являются:
- современные технологии в машиностроении и производстве материалов;
- теория и практика освоения космического пространства;
- информационные технологии в науке и технике;
- экономические аспекты промышленного производства, экономики и менеджмента;
- здоровьесберегающие технологии;
- экологические проблемы цивилизации;
- роль языка в современном меняющемся мире.
Освещение данных направлений происходит в рамках научно-практической конференции «Технопарк». Межрайонная конференция, обладающая опытом по научно-исследовательской деятельности, берет на себя функции консультационного центра. Фундаментом межрайонной конференции была городская конференция «Технопарк» Московского конкурса научно-исследовательских и проектных работ обучающихся при участии школ, высших учебных заведений, колледжей, научно-исследовательских центров, центра педагогического мастерства Москвы, предприятий, организаций и представителей производственного, предпринимательского, инновационного сектора экономики. Межрайонная конференция «Технопарк» проходит при непосредственном участии и поддержке:
- Исследовательского центра имени М.В.Келдыша;
- Российского государственного аграрного университета имени К.А.Тимирязева;
- Московского государственного технологического университета «СТАНКИН»;
- Московского авиационного института;
- Московского государственного технического университета гражданской авиации;
- Российского государственного технологического университета имени К.Э.Циолковского;
- Московского института предпринимательства и права.
По проекту устава конкурса в нем могут участвовать обучающиеся 8-11-х классов. Многопрофильная конференция «Технопарк» проводит работу с авторами и руководителями проектов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования.
По результатам конференции в 2016 году, несмотря на то что конференция предполагает выступление и защиту проектов обучающихся основного общего и среднего общего образования (320 докладов), на протяжении более десяти лет в ней активно участвуют дошкольники и начальная школа (158 докладов). Приятно отметить самых младших участников конференции, которые, реализовывая свой социальный опыт, изучали окружающую среду, обращая внимание на обыденные, с одной стороны, факты. Во многих своих работах ребята заглянули в будущее. Исследования и проекты меняются. На данный момент каждый участник конференции и конкурса продумывает, изобретает, анализирует то, что может облегчить и улучшить жизнь человечеству и конкретному человеку.
Сегодня участие в проектной деятельности предъявляет и новые требования к учителям. Если раньше учитель постепенно освещал собственными знаниями тему незнания ученика, то теперь они вместе идут к зажигающейся на небосводе звезде новых знаний. Кто ее зажигает? Оба, ведь познавательные интересы ученика и учителя объединяются. И путь разрабатывают оба, и знания теперь добывают оба.
Если говорить об истории конференции, то до недавнего времени работ гуманитарного направления было большинство. Сейчас ситуация изменилась: наблюдается динамика к увеличению проектов технического и научно-технологического направления. Транснациональная, структурная перестройка в российской экономике, на основе которой предполагается экономический рост, влияет на цифровую экономику, что отражено было на форуме «Открытые инновации-2017» в Сколково. Сейчас очень важно, чтобы новое поколение выросло новыми экспертами в области цифровых технологий, которые определят развитие цифровой экономики. Обучающимся жить в новом мире, в котором человечество сталкивается с мировой информатизацией.
- Сегодня идти в ногу со временем - значит отставать. Его надо опережать. Увидьте себя в будущем. А если увидели - постройте его, - убежден директор центра образования «Школа здоровья» №1679 Владимир Просвиркин.
На конференции ребята говорили о том, как улучшить настоящее и предложить интересные идеи на будущее: занимались изучением качества воды, рассуждали об использовании вторсырья, планировали, как использовать космос, изобретали новые аппараты, выполняли макеты.
Исследования, проекты обучающихся выполняются обучающимся самостоятельно под руководством научного руководителя. Конференция-2016 проходила в стендовой форме. Участвовали в заочной экспертизе 478 проектов (644 участника), в очном этапе конференции приняло участие 267 проектов (343 участника).
Участники конференции предлагали нестандартные пути решения поставленных проблем и задач, предлагали инновационные решения. Например, результатом одного проекта стал робот-тренажер для руки человека с потерей двигательной активности после инсульта, собранный из конструктора «Лего». Проекты на конференции сопровождаются мультимедийными презентациями, фильмами, мультипликационными фильмами, многие - действующими моделями, макетами. Процент практического направления проектов с разработкой конкретных технических моделей увеличился.
В процессе преемственности, после работы на конференции, обучающиеся участвуют в Московском городском конкурсе научно-исследовательских и проектных работ, который проводится в целях развития и совершенствования преемственной системы проектной и исследовательской деятельности обучающихся, популяризации научных знаний и развития интереса школьников к фундаментальным и прикладным наукам. Конкурс проходит в несколько этапов: школьный, межрайонный (многопрофильный), городской, суперфинал в образовательном центре «Сириус». Из межрайона №34 прошли заочную экспертизу на суперфинал 26 проектов.
Победителями Московского городского конкурса научно-исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений города Москвы в 2016-2017 учебном году стали ученики школы №1576, представившие проектные работы на темы: «Нейронный гонщик: проектирование самообучающихся систем автопилотирования с применением машинного обучения», «Скат» (разработка модели пассажирского самолета, превосходящего по своим характеристикам современные авиалайнеры).
Проекты воспитанников и обучающихся имеют свой жизненный цикл, этапы которого позволяют объединять всех субъектов образовательной деятельности, привлекать к его реализации ресурсы округа, города, что позволит в дальнейшем перейти на цифровую экономику.
Немаловажное значение имеет подготовка экспертов по проектной деятельности. Для повышения квалификации по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся педагоги в 2015 году прошли курсы повышения квалификации в Центре педагогического мастерства. Коллектив центра образования имеет практику трансляции своего опыта на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня (окружной, городской, всероссийский).
Организационно-методическое сопровождение конференции «Технопарк» обеспечивает оргкомитет под руководством межрайонного координатора на базе ЦО «Школа здоровья» №1679:
1. Семинары и мастер-классы для координаторов школ, родителей, руководителей проектов исследовательских работ.
2. Консультации для экспертов школьных конференций.
3. Методические семинары для руководителей исследовательских и проектных работ и экспертов школьных конференций с разбором конкретных примеров. На базе разных школ.
4. Индивидуальные консультации руководителей/авторов исследовательских и проектных работ на разных этапах их выполнения (дистанционные или очные).
5. Предварительное рецензирование работ, поступивших на конференцию, написание развивающих рецензий и письменных рекомендаций.
6. Конференция «Технопарк» формирует базу экспертов конференции.
7. Информационное сопровождение победителей конференции на городской этап.
«Сомневаясь, мы начинаем исследовать, а исследуя, находим истину» (Пьер Абеляр).

Екатерина ШЕВЕЛА, учитель центра образования «Школа здоровья» №1679, координатор второго этапа (межрайонного совета директоров №34) конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений Москвы «Технопарк»