При инклюзивном подходе вся система работы детского учреждения должна адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ. Теперь специалист должен быть ориентирован не на группу условно одинаково развивающихся детей, а максимально индивидуализировать образовательный процесс исходя из потребностей каждого ребенка, научиться взаимодействовать с различными категориями детей и их родителями.
Идея инклюзивного образования исключает любую дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, обеспечивает равное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Группа дошкольников со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями развития - слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра, с задержкой психического развития и тяжелыми множественными нарушениями.    
Для реализации целей инклюзии в дошкольных группах работают специалисты разного профиля - педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные планы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, которые будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, а также определяться сочетанием индивидуальных учебных планов и образовательной программой.
Работая по образовательной программе и реализуя индивидуальный учебный план, педагог сталкивается с необходимостью использовать разнообразные методы, средства, формы работы как по общей, так и по специальной педагогике и психологии. А если педагог чего-то не знает или не умеет, то инклюзия предполагает его активное участие в процессе переподготовки в направлении специального образования, которое способно вооружить нужными ключами в работе с детьми с ОВЗ.
Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает также создание безбарьерной среды - наличие пандусов, вертикализаторов, лифтов, световых, звуковых панелей -  исходя из потребностей здоровья той или иной категории детей, наличие вариативной  развивающей среды,  богатой методической базы: разработки адаптированных программ, работы по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), создание индивидуальных учебных планов (ИУП) и маршрутов (ИОМ), которые построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного учащегося.
Инклюзия предполагает изменение педагогической практики с целью профессионального решения проблемы образования таких детей вместе с другими. Такое образование требует постоянного профессионального, творческого вклада от каждого участника  образовательного процесса: администрации образовательной организации, для которой одной из важных задач является создание условий для поддержания и развития инклюзивной культуры в образовательных организациях;  педагогов, целью которых является использование классических и инновационных  подходов к обучению детей с ОВЗ, разработка и реализация индивидуальных образовательных планов или программ; специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения, которые  решают задачи социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения через психолого-педагогический консилиум образовательной организации, тесно взаимодействуют с родителями, педагогами, используют возможные  ресурсы как внутри образовательного учреждения, так и вне его (привлекая  к взаимодействию специалистов ресурсных школ межрайона, специалистов Городского психолого-педагогического центра при Департаменте образования города Москвы, а также опыт МИОО в вопросах инклюзии).
В этом процессе нельзя переоценить и роль родителей, которые должны понимать перспективу развития их ребенка, актуальные задачи, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду, необходимость сотрудничества с воспитателем, специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Инклюзия - это многогранный, длительный процесс. Сейчас мы стоим у его истоков. Для всех участников образовательного процесса важно понимать свою роль в его развитии, ведь получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Маргарита ПОЗДНЫШЕВА, педагог-психолог школы №158