Московский городской педагогический университет провел апробацию модели и сопровождения деятельности команд дошкольных групп нашей школы по развитию качества дошкольного образования на основе экспертизы ECERS. Группа научных сотрудников на протяжении всего учебного года сопровождала нашу команду в создании и реализации проекта развития нашей организации.
После проведенной экспертизы каждый педагог провел самоанализ своего опыта и поиск собственных ресурсов.
На семинарах, которые проводили эксперты, педагоги подробнее ознакомились с технологий независимой оценки качества дошкольного образования, это помогло скорректировать программу развития в дошкольных группах. Получив практический опыт работы со шкалами, педагоги увидели и соотнесли критерии своей работы и критерии шкал, сформировали шаги дальнейших изменений своей работы.
Погружаясь в тему «Среда как третий педагог», наша команда проанализировала предметно-пространственную среду в группах, стараясь увидеть ее глазами детей.
Детям не хватает самостоятельности, инициативности, воображения. Ребятам трудно договариваться друг с другом, сложно работать в команде.
Нельзя не согласиться с тем, что технологии позитивной социализации дошкольника соответствуют принципам нового стандарта. Среди ключевых и в том и в другом случае важнейшее место занимают построение образовательной деятельности, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, участником (субъектом) образовательных отношений, и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Можно смело сказать, что «дух шкал» ECERS, их направленность соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: в обоих случаях речь идет о создании условий для воспитания активного компетентного ребенка, любознательного и умеющего продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кроме того, как указано во ФГОС ДО, оцениваться должны прежде всего условия образовательной среды, а не индивидуальные достижения детей.
В этих условиях педагог - наставник. Он открыт для детей, помогая им использовать окружающее пространство.  Педагог с удовольствием участвует в детской деятельности, реализуя образовательные задачи совместно с детьми. Родители удовлетворены, что дети решают в течение дня «серьезные задачи» в процессе исследовательской деятельности. Предметно-пространственная среда будет только тогда развивающей, когда она будет трансформируемой под ребенка, насыщенной, изменяемой. Пространство не только должно быть максимально открыто, но и должно иметь место, где ребенок может уединиться.
Именно в пространственной среде, играя и исследуя мир, ребенок задает вопросы, возникает интерес узнать больше. А мы, насыщая среду и видоизменяя ее, максимально поддерживаем исследовательскую деятельность и активность ребенка.
В группах стали появляться уголки уединения. Очень разные, но так полюбившиеся детям. Уголки исследования стали более насыщенными. Дети с большим интересом познают мир через ощущения, собственный опыт, делают для себя удивительные открытия.
Опираясь на опыт педагогов, дети одной из групп увлеклись идеей проекта «Сказка на каждый день». Дети каждый день не только сочиняли сказку, рисовали, изготовливали фрагменты костюмов героев своих сказок, но и разыгрывали одну из сказок после дневного сна. Сказка, придуманная ребенком, могла иметь продолжение...
В течение года было много интересных проектов по инициативе детей, с которыми ребята принимали участие в конкурсах, завоевывая призовые места, повышая самооценку и развивая свои творческие способности.
С большим энтузиазмом принимали и принимают активное участие в театральных постановках, спортивных соревнованиях, играх, праздниках не только наши воспитанники, но и их родители. Стало традицией проводить конкурсы чтецов среди детей старшего дошкольного возраста. Так, одна наша воспитанница раскрыла свой талант - выучила 50 стихотворений и готовится к выступлению в телепередаче «Лучше всех».
Целый год размышлений, обсуждений, осторожных проб, опять размышлений...  Но одно можно сказать точно: уже сейчас жизнь в дошкольных группах очень изменилась. Изменение сознания - путь нелегкий, особенно когда у нас за плечами есть небольшой, но опыт.     
Изменение среды в дошкольных группах нашей школы повлекло за собой изменение форм работы. Изменение форм работы в свою очередь повлекло продолжение изменения среды. Ведь результаты детских изысканий нужно как-то презентовать. И вот уже пространство обретает голос - голос ребенка. Пока это еще не очень сильный голос, не такой, каким мы его мечтаем услышать, ведь мы еще только в начале пути. Мы учимся слышать ребенка, видеть мир его глазами.  Все только начинается.

Оксана КОВАЛЬЧУК, методист школы №1474