Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависят успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Программа «Столичное образование», подпрограмма «Дошкольное образование», приоритетным выделяет повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе.
Педагогами школы №1250 было принято решение о необходимости создания механизма преемственности между уровнями образования дошкольной ступени и общеобразовательной школы. В 2016-2017 учебном году был организован педагогический проект «Образовательная среда». Основная цель проекта - достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Данный проект позволил выйти на новое понимание преемственности в деятельности педагогов дошкольного отделения и начальной школы.
На протяжении всего учебного года учителя начальных классов проводили игровые обучающие занятия с дошкольниками: «Азбука», «Страна Математика», «Окружающий мир», «Английский для малышей». Помимо непосредственной образовательной деятельности, которая проходит в дошкольных группах, были введены развивающие занятия по лего-конструированию, игровые уроки обучения шахматам и шашкам. Используя ресурсы нашего образовательного комплекса, для воспитанников подготовительной группы учителя школы организовали и провели циклы игровых занятий - эксперименты по физике, химии, географии, биологии, информатике.
Преемственность осуществлялась и за счет проведения походов в школу с ознакомительной целью и участия в совместных мероприятиях:
- обзорная экскурсия по территории;
- экскурсия по школе;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- посещение школьной библиотеки, ресторана, актового и физкультурного залов;
- образовательная экскурсия в кабинет учителя-предметника;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков, поделок;
- «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Праздник взросления», «Воробьиная дискотека», спортивные соревнования, театрализованная деятельность;
- экологические акции «Бумажный бум!», «Прощай, батарейка», «Кормушка», «Береги планету!», «День птиц».
Для ознакомления детей со спецификой школьной жизни в школе №1250 были организованы адаптационные курсы занятий с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Посещение малышами таких занятий оказывает благоприятный эффект на формирование адаптивных процессов психики ребенка. Дети, посещавшие занятия в системе, легче воспринимают смену игровой деятельности на учебную, быстрее адаптируются в новом коллективе. При этом они неплохо справляются с новой социальной ролью ученика, позитивно воспринимают нового педагога.
Методическая работа планировалась непосредственно с педагогическими работниками и осуществлялась через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических гостиных, мастер-классов. Педагоги посещали занятия, уроки, утренники, праздники, проводимые коллегами.  Это дало возможность учителю обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и запланировать будущую учебную деятельность с учетом уже выявленных проблем.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями. Создание информационно-коммуникационной среды в образовательной организации позволило повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.  В течение учебного года специалистами школы и дошкольного отделения с родителями были проведены консультации и дни открытых дверей, состоялись встречи с будущими учителями, постоянно действующий семинар «Подготовка ребенка 6-7 лет к обучению в школе».
Высоким показателем реализации проекта «Образовательная среда» стало поступление выпускников дошкольного отделения в 1-й класс школы: 2014 год - 59 процентов, 2015 год - 87 процентов, 2016 год - 100 процентов.  
О благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни говорит и состояние его физического здоровья. На сегодняшний день медицинские работники школы №1250 констатируют минимальное количество первоклассников,  заболевших в период их адаптации к школе.
Правильная организация сотрудничества дошкольного отделения и начальной школы с целью обеспечения преемственности в работе образовательных организаций, а именно проект «Образовательная среда», помогли не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье первоклассников.

Елена ТРАВКИНА,
заместитель директора по содержанию образования школы №1250