Имело ли это какой-нибудь смысл? Казалось бы, о каких бозонах Хиггса и суперсимметрии можно рассуждать со школьниками, которые не всегда могут безошибочно рассчитать дискриминант? Где мы, а где - те академики?
Ответ нашелся в первый же день работы школы в самом неожиданном месте - в одной из лабораторий на стене, увешанной листочками с какими-то формулами и техническими заданиями, пристроился дракончик с плакатом: «Не бывает ленивых - бывают цели, которые не вдохновляют!».
Вот оно!
Именно вдохновение лежит в основе любого успешного начинания!
Ведь, по сути, учитель должен сделать всего три вещи:
- вдохновить своих учеников (иначе их потребности рискуют остаться на весьма примитивном уровне);
- научить их работать (иначе они останутся бесплодными мечтателями);
- помочь (именно помочь, а не заставить!) разобраться в трудностях своего предмета и сложных жизненных ситуациях (иначе ноша может оказаться непосильной).
И в этой триаде я бы поставил вдохновение на первое место.
И с этой позицией по отношению к своим слушателям ТШПФ справилась блестяще! Невозможно было остаться равнодушным, слушая живые, яркие лекции о современных научных достижениях, уже во многом перешагнувших самые смелые фантазии ХХ века, соприкасаясь с людьми, разжигающими солнце в лаборатории, размышляющими о возможности заселения планет, удаленных на тысячи световых лет от нас, управляющими живыми клетками, за считанные секунды возвращающими нормальное зрение людям, которые его почти лишились, и разглядывающими в оптический микроскоп наноструктуры (то есть такие, которые в оптический микроскоп и видно-то не должно быть!), людьми, готовыми делиться своими открытиями со всеми, кто пришел к ним, невзирая на чины-звания, бытовые неурядицы и болезни, не жалея своего времени и сил и всегда оставаясь по-настоящему увлеченными и интеллигентными.
И не так важно, что не все фундаментальные вопросы современной физики до конца поняты слушателями. Когда альпинист наполняется восторгом, окидывая взором с вершины горы бескрайний мир и облака под ногами, он тоже не видит детали. Они понадобятся позже - когда он задумает новое восхождение. Это будет непростая, рутинная работа в сплошном тумане, тяжелая и рискованная, полная лишений и испытаний. Но он вернется в горы и пройдет этот путь, потому что его вдохновляет вершина!
ТШПФ сумела показать нам, как гармоничен мир науки, не расчлененной на предметные области, мир, который, к сожалению, не часто удается увидеть в последнее время. Нам помогли взглянуть «с вершины». Мы запаслись восторгом и принесем в свои школы счастье, которым надышались, чтобы наполнить непростой учебный труд наших ребят смыслом. Ибо каторга - это не там, где работают киркой, а там, где удары кирки не имеют смысла.
ТШПФ подарила нам множество совместных переживаний. Наверное, каждый из нас ощутил трепет, стоя рядом с термоядерной установкой, гордость за молодых ребят-ученых, преследующих по пятам онкологические образования. И эти переживания сплотили нас. Ушла та настороженность, с которой часто встречают друг друга учителя, подспудно боясь оказаться предметом строгой оценки коллеги по цеху. И вот мы уже узнали, что когда-то сплавлялись по одним и тем же рекам, водили своих учеников в одни и те же горы и спотыкались на одинаковых задачах. Мы вместе разбирали олимпиадные задачки за обедом и не боялись показаться глупыми, выясняя шепотом у соседа смысл пси-функции в уравнении Шредингера. Мы обменялись адресами и создали группу слушателей ТШПФ, мы вспомнили вкус студенческого братства и, я уверен, мы теперь не потеряемся. Уже сейчас обсуждаются идеи неформальных семинаров по использованию полученных знаний в школе, и мы готовы делиться идеями друг с другом.
Отдельно хотелось бы поблагодарить наших лекторов и экскурсоводов за то, что они готовы продолжать просветительскую работу, невзирая на свою загруженность. С первого же дня работы школы нам удалось договориться об экскурсиях для школьников в НИИ Троицка и об организации научно-популярных лекториев для старшеклассников на базе некоторых школ и интеллектуальных лагерей. Ведь, как сказал постоянный секретарь Королевской шведской академии наук, когда вручалась Нобелевская премия в области физики за теоретическое обоснование существования бозона Хиггса, «премия этого года посвящена чему-то очень маленькому, которое объясняет все остальное в нашем мире».
Та готовность и энтузиазм, с которыми наши лекторы откликнулись на наши просьбы, позволяют надеяться, что ребятам удастся собственными глазами посмотреть на сверкающий научный горизонт, а это значит, что у отечественной науки есть будущее!

Юрий БОБРИНЕВ, учитель физики школы №1514, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»-2009, член правления Межпредметной ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования