Мои дети на уроках биологии работают с естественным природным материалом - глиной. Я включаю работу с глиной непосредственно в план урока на этапе закрепления полученных знаний по конкретной теме. Например, после изучения темы «Особенности строения папоротников» ребята вырезают или отпечатывают на глиняной лепешке сложный перистый лист папоротника. Или в теме «Строение насекомых» вырезают на глиняной лепешке контуры бабочки - крылья, голову, брюшко, усики, три пары лапок. Таким образом, знания, полученные в ходе изучения темы, в очередной раз закрепляются при работе с глиной.
Приемы художественной керамики вызывают интерес детей к конкретно изучаемой теме. Чтобы вылепить папоротник, подсолнух, бабочку, ящерицу или другой организм, требуются знания о строении, форме, окраске изучаемого объекта. При работе с глиной эти знания усваиваются глубоко и надолго. Разве может ребенок забыть, сколько лапок у жука, сколько крыльев у бабочки, если он воссоздал их из кусочка глины?
Внедряя эту программу в практику, я реализую здоровьесберегающую технологию. Известно, что глина обладает лечебными свойствами. Когда в процессе работы детские пальчики разминают влажную глину, у детей вырабатываются аккуратность и прилежание, ловкость и сноровка. Такой массаж раздражает рецепторы кожи, активизируя нервную систему школьника, ведь еще в IV веке до нашей эры отец медицины Гиппократ применял естественные методы лечения глиной.
После обжига и росписи глазурью детские работы из голубой и красной глины превращаются в настоящие творческие произведения.
Работая с глиной на уроках, школьники с огромным интересом и детской непосредственностью пытаются отразить особенности животных или растений. Каждый урок для детей становится ожидаемым. А предмет «Биология», как никакой другой, открывает возможность для единения научно-познавательного и художественного творчества.
Поделки из керамики могут служить методическим раздаточным материалом на других уроках биологии в классах с разным уровнем подготовки, для оформления стенда в кабинете биологии, принимают участие в выставках творческого мастерства школьников.
Считаю, что биология - это не только школьный предмет, биология - это сама жизнь. Я ставлю перед собой задачу воспитания личности, свободной от догматического, строго запрограммированного подхода к обучению. Культура мышления формируется в практической и творческой деятельности самих школьников.
Говорят, что красота спасет мир. Я уверена, что, изучая природу посредством творческой деятельности, мои дети учатся не только понимать, как прекрасен живой мир, но и беречь эту красоту.

Наиля ГАФАРОВА, МБОУСОШ №1 им. П.С.Ханжина, Тетюши, Республика Татарстан