Введение устного собеседования по русскому языку - это очень важный и своевременный ответ на вызовы времени. Напомним выдержку из Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 года №637‑р): «Освоение учебного предмета должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии; овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения».
Согласитесь, ситуация, в которой виртуальное общение заменяет живое, дети привыкли выполнять письменные тесты, но испытывают огромные трудности при устном монологическом ответе, до боли знакома каждому учителю. Поэтому описания коммуникативной неудачи, так или иначе представленные в произведениях художественной литературы, становятся реальностью для сегодняшнего старшеклассника. «Пересказать не в силах я» (А.С.Пушкин), «Слава богу, что Захар не сумеет пересказать никому; да и не поверят; слава богу!» (И.А.Гончаров), «Поверишь ли, нe станет ни уменья пересказать тебе, ни сил» (И.А.Крылов), «О!.. - воскликнул он уже совершенно вне себя. - И рассказать ничего не умеет!» (Ф.М.Достоевский).
Наверное, какие-то клубы по интересам, помогающие выстроить живое общение, необходимы многим из нас. А вот темы для бесед, обсуждений вполне могут быть взяты из пособия-тренажера, вышедшего в издательстве «Экзамен» в 2017 году (автор Г.Т.Егораева).
Пособие может помочь:
- учителю: выстроить систему работы по подготовке к устному собеседованию, использовать дидактический материал для расширения межпредметных связей;
- ученику: осознать, что не так страшно это испытание, понять, какие типы заданий ему предстоит выполнить и как можно подготовиться;
- родителям: оказать учащимся поддержку в подготовке, провести «репетицию» в домашних условиях (если это необходимо), поскольку пособие содержит памятки, советы, опорные фразы, которые можно использовать при подготовке ответа.
Напомним, что устное собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий, и самую достоверную и полную информацию можно получить на сайте ФИПИ (раздел «Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 год»).
Задание 1 - чтение вслух небольшого текста. Важно прочитать его, обращая внимание на пунктуационное оформление, учитывать наличие вопросительных или побудительных предложений.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его предложенным высказыванием. При пересказе необходимо сохранить основные микротемы исходного текста. Это означает, что некоторые детали, подробности могут быть исключены, но самая важная информация каждого абзаца передана точно. Включить приведенное высказывание необходимо во время пересказа.
И при чтении, и при пересказе текста важно соблюдать грамматические, речевые, орфоэпические нормы.
В задании 3 предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Для того чтобы ответ был логичным, полным, важно обратить внимание на вопросы, предлагаемые к каждому варианту темы.
В задании 4 предстоит поучаствовать в беседе (диалоге) по теме предыдущего задания, ответить на три вопроса.
Рассмотрим на примере одного (первого) варианта возможные дополнительные задания, которые на первых порах просто необходимы, чтобы ученик понимал алгоритм работы с текстом.

Задание 1. Чтение текста
Вам на уроках географии, несомненно, рассказывали о человеке, изображенном на этой фотографии. Это Николай Михайлович Пржевальский - известнейший ученый, путешественник. Выразительно прочитайте текст о Н.М.Пржевальском вслух.
У вас есть 2 минуты на подготовку.
Николай Михайлович Пржевальский - один из самых великих путешественников в истории человечества. Ему при жизни вручили специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью: «Первому исследователю Центральной Азии».
Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции «научными рекогносцировками», то есть разведкой, но их результаты грандиозны. Трудно поверить, что один человек с немногими помощниками мог столько совершить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч километров, в 63 пунктах определил географические координаты, положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили территорию в 6 миллионов квадратных километров. Из Центральной Азии Пржевальский привез гербарий из 16 тысяч экземпляров растений, среди которых оказалось более двухсот видов, еще неизвестных науке. Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов.
Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел различных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых содержала десять совершенно новых для науки родов. (146 слов) (В.Маркин)

Первый этап в работе с текстом при подготовке устного пересказа - уточнение значения всех незнакомых слов. Только тогда можно будет говорить о возможной синтаксической замене, сокращении текста. Стоит обратить внимание учащихся на следующие слова:
Барельеф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Рекогносцировка - предварительное обследование местности для каких-либо специальных работ.
Для обучения пересказу текста учитель может использовать метод выделения ключевых слов. Это подразумевает работу с текстами из урока в урок, включая задания сжать текст, сократив его до 3‑5 предложений, выделив самые главные мысли.
Можно предложить учащимся задать по одному вопросу к каждому абзацу текста. Такая работа также формирует умения определять ключевые слова текста, определять главную мысль, видеть логику построения текста. Возможен и такой вопрос к классу: «Содержание какого предложения (абзаца) показалось вам недосказанным, незавершенным?» Это задание позволяет видеть лакуны в содержании текста, прогнозировать содержание, которым текст можно дополнить, это пригодится учащимся при выполнении 2‑го задания.
Вариант сокращения предложенного текста:
Н.М.Пржевальский - один из величайших путешественников в истории человечества.
За 20 лет он с небольшой группой помощников определил точные географические координаты в 63 пунктах, открыл тысячи видов растений, еще неизвестных науке, десятки новых видов птиц и млекопитающих Центральной Азии.
Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел различных животных, птиц, земноводных.
Задание 2. Пересказ текста
Известный писатель А.П.Чехов таких людей, как Н.М.Пржевальский, очень любил, ценил в них живую душу, желание трудиться на благо Отчизны. А ведь Пржевальский открывал хребты, плоскогорья, страны, подарил миру первую карту Азии...
Перескажите прочитанный вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание А.П.Чехова о Н.М.Пржевальском:
«Один Пржевальский ...стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником... Недаром Пржевальского... знает каждый школьник».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У вас есть 1 минута на подготовку.
Следует обратить внимание на значение слова «подвижник». Здесь слово использовано в значении «тот, кто самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком-либо трудном поприще. Подвижники искусства. Подвижники в науке».
При выполнении этого задания необходимо понять, какую информацию текста, прочитанного при выполнении первого задания, дополняет, расширяет или уточняет предложенное высказывание. Исходя из предложенных текстов логично включить высказывание А.П.Чехова после 1‑й микротемы «Н.М.Пржевальский - один из величайших путешественников в истории человечества. Антон Павлович Чехов отмечал, что…».

Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Увлечение (на основе описания фотографии).
2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Нужно ли бережно относиться к родному языку? (Рассуждение по поставленному вопросу.)
Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Как мы уже сказали, к каждой теме даются вопросы, последовательные ответы на которые и помогут выстроить ответ, например:
Тема 2. Расскажите о том, как вы путешествовали по стране или по миру.
Не забудьте рассказать:
    Давно ли вы путешествуете и как ваша семья выбирает страну (город, место) для очередного путешествия?
    Какова основная цель путешествий для вас? Вашей семьи?
    Какое из путешествий вам запомнилось больше всего и почему?
    Что изменилось в вашей жизни благодаря путешествиям?

Задание 4. Монологическое высказывание
Круг возможных вопросов для диалога к теме 2 «Путешествие»:
1. Куда вы планируете отправиться путешествовать в ближайшее время?
2. Есть ли места, в которые вам хотелось бы вернуться?
3. Что бы вы порекомендовали тем, кто впервые собирается отправиться в путешествие?
Полагаем, что некоторые темы 4‑го задания вызовут определенные трудности. Так, вероятно, не всем учащимся будет легко вести диалог по теме «Театр»:
Не забудьте рассказать:
    Какие виды театров вы знаете?
    Как влияет на зрителя игра актеров?
    Можно ли назвать театр великим волшебником и почему?
    Опишите изображенных на фотографии и их эмоции.
Чтобы привлечь детей к получению новых для достаточно большой части школьников знаний о театрах, хорошо было бы предложить учащимся опережающие задания. Они могут быть разными, вот только ключевое слово театр должно быть у всех, например:
1. Составить мини-словарик «Какими бывают театры».
2. Принести на урок программки спектаклей, на каких учащиеся побывали, сказать несколько слов о театре и о своих впечатлениях о содержании спектакля, об игре актеров.
3. Подготовить презентацию о театре/театрах, прокомментировать слайды (не более 5‑7).
4. Подготовить презентацию об одном из театральных режиссеров (не более 5‑7 слайдов).
5. Сделать аналитический обзор телепрограмм различных каналов, определить частоту трансляций театральных постановок.
6. Поделиться своим мнением о перспективах театра, нужно ли театральное искусство народу.
7. Назвать наиболее известных театральных актеров России разных эпох.
8. Представить одноклассникам свое размышление-рассуждение «Зачем люди идут в театр?».
Важной составляющей пособия являются различные памятки, алгоритмы работы, словарики синонимов. Например, при выполнении задания прочитать текст можно обратиться к памяткам «Интонационная функция знаков препинания», «Повторяем склонение числительных», при выполнении задания составить рассказ-описание фотографии - к памятке 1 «Описание фотографии».
Для кого-то, возможно, эти задания покажутся простыми, даже элементарными, однако следование логике этих заданий поможет выстроить ответ:
    Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.
    Составьте предложения на предложенную тему.
    Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, размер).
    Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
    Опишите людей, запечатленных на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
    Составьте описание фотографии по опорным словам.
Актуализация словаря учащихся возможна при обращении к словарику синонимов терминов, используемых в описании фотографии.
Сфотографировать - сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на пленке.
Изобразить - показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
Увидеть - заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
Фотография - снимок, изображение, фото, фотокарточка, фотоснимок.
Фотограф - автор фотографии (снимка), фотохудожник.

Отметим, что ознакомиться с материалами этого пособия полезно и преподавателям других предметов - географии, истории, обществознания, МХК. В первую очередь потому что тексты, которые составляют основу первого задания в каждом из вариантов, - это тексты об ученых, путешественниках, тех людях, которые составляют научную славу России. И работа с таким отобранным материалом поможет выстроить межпредметные связи. Также важно помнить, что умение строить монологический ответ - умение общеучебное, востребованное на всех без исключения уроках.
Как дополнить материал этого текста (вариант 1 рассматриваемого пособия)? Можно предложить учащимся задание: пройти по ссылке http://enc-dic.com/enc_geo/Przhevalski-2939.html и ответить на вопросы:
1. Какие водные объекты изучил или нанес на карту Н.М.Прже­вальский? Какое озеро было описано исследователем впервые в истории Земли?
2. Какую горную систему проследил ученый на протяжении 1800 км?
3. Какой горный пик был описан Н.М.Пржевальским впервые в истории географии?
4. Какие животные были описаны ученым впервые в мире?
5. Какие объекты названы в честь Н.М.Пржевальского?
6. Как Русское географическое общество оценило вклад ученого в развитие географии как науки?
Можно скоординировать работу с учителем географии, который может подготовить группу девятиклассников: ребята представят на уроке русского языка страничку устного журнала «Самые известные исследователи Земли», где каждый поделится информацией, полученной в процессе подготовки ответа на свой вопрос. Такое выступление займет не более 5 минут, но это поможет и учителю русского языка, и всем учащимся класса «войти» в тему работы.
Думаем, что каждый учитель сможет найти свои варианты использования материалов пособия, так или иначе помогающие сделать подготовку к собеседованию интересной и максимально эффективной: проведение дебатов по актуальным вопросам (отношение к русскому языку и необходимости социальных сетей), урок «одного рассказа» (когда учащиеся в парах рассказывают друг другу о путешествиях или других событиях) и т. д.
Главное - наше желание создать такие условия, чтобы наши учащиеся наконец-то заговорили!

​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук